Gov04 - Заговоры. Приметы. Гадания. Нумерология
Поиск по сайту

Максим Ликсутов: биография и личная жизнь. Русский торговый банк

В то время, пока в стране полным ходом идет деофшоризация, а президент России Владимир Путин взял курс на национализацию элит, распиленные на тендерах РЖД триллионы рублей продолжают выводиться за рубеж. В ход идет все – жены, тещи, сестры и братья.

В недавнем расследовании Новой Газеты были представлены «тайные холдинги» — группы компаний, на первый взгляд не связанных между собой, участвующие в одних и тех же тендерах и постоянно побеждающих. Первое место занял «кластер Крапивина» . Про строительную империю сына друга Якунина да и коллеги из других изданий провели несколько очень серьёзных расследований.

Но денег РЖД оказалось слишком много, что бы их могла осваивать только одна влиятельная группа. Поэтому на втором месте после Крапивина оказался «кластер Махмудова»

По подсчетам журналистов Новой Газеты, компании, в которых у Бокарева и Махмудова есть доли, заключили 266 контрактов на сумму 233,6 млрд рублей.

Используя дочернее предприятие «Трансмашхолдинга» — «Центр технической компетенции» — прослеживается связь бизнесменов с неким Сергеем Стороженко, который контролирует 11 компаний в кластере (9 из них вместе с Сергеем Краснощеком). В итоге они заключили 122 контракта на 10,8 млрд рублей.

Искандер Махмудов – влиятельный и известный российский бизнесмен. Его основные активы – УГМК, Трансмаш, Аэроэкспресс и множество других компаний. Про биографию Махмудова писалось уже неоднократно. Нас больше интерсуют его партнеры по «тайному холдингу», который занимается распилом тендеров РЖД. И именно здесь всплывает компания «Аэроэкспресс».

Аэроэкспресс – «городская сеть общественного скоростного трамвая». По факту – электрички, которые соединяют между собой московские аэропорты и центр города.

Связь участников «холдинга» пробивается именно через эту компанию

Доли распределяются так:

  • Искандер Махмудов – 26,25%
  • Татьяна Ликcутова (TransgroupInvestAs) – 33%
  • РЖД – 25%
  • Бокарев – 11,25%
  • Криворучко – 4,2%

Оценим масштаб прибыли этой компании

Как видим, компания с миллиардными оборотами, и люди в учредителях серьезные.

Самая богатая гражданка Эстонии – Татьяна Ликcутова.

Татьяна – бывшая жена заместителя мэра Москвы Максима Ликcутова. Как мы знаем, в случае с российскими чиновниками – приставка «бывший супруг» является не более чем формальностью, чтобы с чистой совестью переписать все свои богатства на спутника жизни. Не стала исключением и эта ситуация. Как видно на скриншоте^ из общедоступного бизнес-реестра Эстонии, который нашел Алексей Навальный — Максим просто переписал свое «добро» на жену.

На этом скриншоте видно, что Ликсутов и Глинка перевели уставной капитал своих активов в евро, а 20.06.13 Ликсутов продал акции, и в этот же день, ровно столько же акций сколько было у мужа, появляется у Татьяны Ликсутовой.

Из других владений Ликсутовой можно отметить ресторан в Таллине Gianni и мебельная фабрика ApricaStyle

Состояние Ликсутовой оценивается в 103,6 миллиона евро, и ее признавали самой богатой женщиной Эстонии.

А теперь внимание, следите за руками – Максим Ликcутов не просто заместитель мэра Москвы, а заместитель мэра по транспорту. А «Аэроэкспресс» является ничеминым, как общественным транспортом города Москвы… На лицо конфликт интересов.

Несмотря на то, что Ликсутов утверждал, что «Аэроэкспресс» не получает денег из бюджета, это не так. Информация, что «Аэроэкспрессу» незаконно компенсировали инфраструктурные затраты на 1.5 млрд руб. , основывается на выводах счетной палаты. Там говорится, что «ООО «Аэроэкспресс» использует коммерческие тарифы, а значит не имеет права на компенсацию из бюджета. Ведь одним из ключевых условий для возврата денег из бюджета является именно госрегулирование тарифов на проезд.

Как «тайный холдинг» Махмудова наживается на РЖД и причем здесь Ликсутовы?

Как мы писали выше, один из важных активов Махмудова – Трансмашхолдинг. Здесь же вновь появляется имя Андрея Бокорева, (который также является совладельцем Аэроэкспресса, вместе с Махмудовым и Ликсутовым). Андрей Бокарев – председатель совета холдинга Трансмаш. Ликсутова – тоже совладелица Трансмаша через компанию TransgroupInvestAs.

Именно через Трансмаш этот «кластер предпринимателей» выходит на подряды от РЖД. Трансмаш – крупнейший в России производитель железнодорожной техники – вагонов, локомотивов и дизельных двигателей. Кстати, основатель «тайного холдинга Крапивиных» Андрей Крапивин какое-то время тоже входил в совет директоров «Трансмашхолдинга». И скорее всего именно Махмудов познакомил его с Якуниным.

Выходит, что Татьяна Ликсутова оказалась всего-лишь номинальной единицей в сложной и запутанной схеме, по которой вице-мэр Москвы со своими соратниками Махмудовым и Бокаревым пилят подряды РЖД, подряды московского метро и получают субсидии из Московского бюджета. Ведь друзья Ликсутова не только поставляют вагоны для столичного метро, но и занимаются строительством станций. ОАО «Мосметстрой» тоже принадлежит Махмудову и Бокареву.

Все знают вице-мэра Ликсутова как «продвинутого» человека, ратующего за зеленый город, трамваи, велодорожки и прочие признаки современно, европейского, модного мегаполиса. Но прогрессивный московский чиновник прогрессивен во всем. Вот, к примеру, как бы «выживал» чиновник лужковского времени, отвечающий за автотранспорт в городе? Ну, закупал бы у компании своего зама дорогие люксовые автомобили и получал бы 10% обратно на счет в Латвии. Собственно, до 2005 года так все и происходило.

По официальному заявлению компании «Мерседес», в период с 2000-го по 2005 годы представители компании платили российским чиновникам за контракты на поставку автомобилей. «Я не знаю реакцию наших партнеров, поскольку следствие имело место в отношении Daimler AG и его дочерних предприятий. Но тут бесполезно что-то отрицать. Все события, описанные в судебных документах, имели место. Это факт», – рассказывал представитель московского офиса «Даймлер».

В июне 2012 года газета «Известия» писала о том, что коррупционные скандалы «Мерседеса» связаны с компанией «Авилон». «С точки зрения бизнеса и выгоды разрывать договор с «Авилоном» невыгодно, однако после скандала антикоррупционные соображения вышли на первый план, и в этом смысле к «Авилону» есть вопросы, – заявлял «Известиям» представитель «Мерседес-Бенц РУС».

А в июле 2012 года в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на должности начальника Управления организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок появляется новый чиновник – Пронин Дмитрий Валентинович. Зачем Ликсутов берет к себе человека, отвечавшего в «Авилоне» за корпоративные продажи?

На этот вопрос несложно найти ответ. Пронин отвечает за организацию и контроль легковых пассажирских таксомоторных перевозок. «Авилон» рискует потерять договор с «Мерседесом», и ему жизненно необходимы новые рынки. С первого августа 2012 года «Авилон» становится официальным дилером «Хёндай» , он также продает автомобили «Форд», «Фольксваген» и «Крайслер». Но для продаж нужен корпоративный клиент. И выход уже давно найден – такси!

И летом 2012 года Максим Ликсутов представляет концепцию «нового городского такси». Вот что дословно пишет об этом в том же 2012 году популярный блогер : «В четверг руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов... и префект ЦАО Сергей Байдаков представили концепцию нового городского такси. На площадке у входа в Парк Горького были показаны шесть автомобилей марок Ford, Hyundai и Volkswagen, оснащенные онлайн-сопровождением диспетчерской службой, кассовыми аппаратами, позволяющими платить банковской картой, спутниковой навигацией GPS/Глонасс и SMS-оповещением клиента. Такими, по мнению транспортного департамента, должны стать все московские таксомоторы в ближайшем будущем».

Случайны ли совпадения моделей автомобилей? Скорее всего, нет. Департамент транспорта зачищает рынок – пересаживает москвичей на такси (что может быть вполне себе современно и урбанистично), сужает дороги и уничтожает парковки как класс. Повышается стоимость метро. Срезаются троллейбусные линии. И все это влияет на продажи «Авилона» (за счет контролируемых закупок автопарка).

В 2012 году на рынке появляются «Яндекс. Такси» и «GetTaxi» (ныне Gett) – система работает без сбоев. «Авилон» активно продает низкобюджетные автомобили. Желтые такси могут ездить по выделенным полосам. «Авилон» стал совладельцем крупнейшего лизингодателя желтых машин с шашечками – компании «Солт».

В ноябре 2012 года объявляется сбор заявок на субсидию от Департамента транспорта, которая выдается на покупку машин. К 2014 году объем субсидии достиг 100 миллионов рублей, а парк такси «Солт» приближается к 3000 штук. На многочисленных форумах таксистов частой причиной невыделения субсидии называют действия компании «Солт», которая, якобы, «сразу забрала всю квоту».

Здесь, правда, случается неожиданность: условия аренды (лизинга) такси для водителей оказались крайне тяжелы и зачастую вызывали нарекания. Но главной проблемой стал выход на московский рынок UBER.

Эта компания готова была работать не с «желтым автопарком», а с простыми частниками, оставшимися без работы, но имеющими хорошую иномарку (одним из требований UBER – иностранное производство авто). Компания разрушила рынок закупки новых автомобилей, предъявив довольно жесткие требования к машине, ее возрасту и т. д...

До 2016 года UBER не требовала от своих водителей приобретения разрешения на перевозку пассажиров. В итоге компания стала рекордсменом по количеству вызовов. Но вот здесь и проявилась та самая Коррупция 2.0.

UBER стал невыгодным предприятием для чиновников. И совершенно неважно то, что этот достойный и дешевый сервис хорошо вписался в концепцию новой Москвы. Началась затяжная борьба между руководством города и менеджментом UBER. По нашим сведениям, она до сих пор не закончена, несмотря на подписанное в 2016 году «соглашение».

Причина проста: UBER чиновникам не выгоден, так как не отвечает главному правилу московских борцов за денежные знаки – «что сторожишь, то и имеешь».

«Новости»

«Трансмашхолдинг» перекраивают изнутри

Фальшиводорожники: откуда у столичной авиации прибалтийский акцент?

Самой богатой женщиной Эстонии по-прежнему является экс-модель из Йыхви Татьяна Ликсутова

Концерн Transgroup Invest AS, который принадлежит ей и в равной степени Сергею Глинка, принес по отчетам прошлого года 109 миллионов евро.

У самой богатой женщины Эстонии в Подмосковье украли драгоценности на 380 тысяч евро

Самая богатая женщина Эстонии 37-летняя Татьяна Ликсутова стала жертвой преступления в Подмосковье, сообщает эстонский портал DELFI со ссылкой на газету Eesti Ekspress.
В марте российские СМИ сообщили, что злоумышленники похитили из ее дома в поселке ДСК «Мичуринец» в Новой Москве драгоценностей на общую сумму 23 млн рублей (примерно на 380 000 евро).

Среди украденных из спальни ювелирных изделий - серьги и браслет (комплект из белого золота с бриллиантами), три браслета из белого золота с бриллиантами, браслет из желтого золота с бриллиантами и часы Rolex, корпус которых был сделан из белого золота с бриллиантами.

И его жена владеют зарубежными активами. Он ссылается на данные эстонского бизнес-реестра, по которым Ликсутов прекратил владеть активами эстонской фирмы Transgroup Invest AS 20 июня 2013 г., в тот же день такое же количество акций компании появилось у Татьяны Ликсутовой. Transgroup принадлежат доли в «Аэроэкспрессе», ОАО «Городская система скоростного трамвая» и «Рейлтрансавто». Навальный считает это конфликтом интересов.

Ликсутов опроверг информацию о том, что его жена Татьяна владеет зарубежными акциями в обход закона: 26 июня прошлого года они развелись. А запрет вступил в силу 19 августа. По решению Замоскворецкого суда Москвы вся зарубежная собственность перешла к бывшей супруге чиновника, имеющей гражданство Эстонии. Ликсутов сообщил, что доли в российских бизнес-активах он продал. Год назад он рассказывал «Ведомостям», что продал все совместные с бывшими партнерами активы.

В правительство он пришел из транспортного бизнеса: Ликсутов считался совладельцем транспортных компаний «Трансмашхолдинг» , «Трансгрупп АС», «Аэроэкспресс», «Городская транспортная система скоростного трамвая», «Московские монорельсовые дороги». [...]

«Мы (в Фонде борьбы с коррупцией) предполагали, что начнется эпидемия разводов, но не предполагали, что заммэра готов вот так смеяться над всеми. Обратите внимание на тайминг: выносится закон на первое чтение - и через 10 дней они подают на развод, потом закон обсуждается, решается, включать или нет недвижимость, они не приходят в суд. А когда закон принимают, он отдает ей эти акции - и через неделю они разводятся», - комментирует Навальный. Он считает развод московского чиновника фиктивным - для того чтобы формально не нарушать закон. [...]

Пресс-служба мэра сообщила, что «Ликсутов своевременно, в соответствии с федеральным законом, подал сведения об имуществе. Никаких нарушений нет».

Перед тем как начали ужесточать законодательство в части декларирования доходов, чиновники сплошь и рядом стали разводиться, говорит Владислав Добровольский, руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры», российское законодательство в этой части несовершенно.

О ценка состояния

$650 млн достигали, по оценке Forbes, в 2013 г. активы Ликсутова. А Татьяну Ликсутову в октябре прошлого года признали самой богатой женщиной Эстонии, оценив ее состояние в 103,6 млн евро.

****

Офшорные владения Ликсутовых

Как мы все знаем, в стране идёт деофшоризация. Полным прям ходом.

И даже шире: идёт борьба со всякими вредоносными иностранными инвестициями.

Кроме того, Президент Российской Федерации, национальный лидер, Владимир Владимирович Путин взял курс на национализацию элит. Поэтому госслужащим и их супругам строжайше запрещено не просто офшорным/иностранным бизнесом заниматься, а даже и иметь счета заграницей и владеть иностранными финансовыми инструментами.

Тем, у кого есть в семье иностранные счета и иностранные акции строго-настрого закрыт ход не просто на госслужбу, но и даже на выборные должности. [...]

И вот обратили мы свой взгляд на известного мультимиллионера и, по совместительству, заместителя мэра города Москвы Максима Станиславовича Ликсутова.

Максим Ликсутов (слева в дубленке с неброским бобровым воротником) и Сергей Собянин (справа)

"Я продал все совместные с бывшими партнерами активы. У меня не осталось никаких активов, кроме ресторана в Таллине, который принадлежит супруге, и моей личной недвижимости."

[...] подлый удар в спину госслужащего Ликсутова наносит Эстония, чьим гражданином Максим Станиславович ранее являлся.

Дело в том, что эстонцы свихнулись на прозрачности и электронных данных, которые может проверить каждый.

Это хорошо для эстонских граждан, но плохо для чиновников, скрывающих свои активы.

Татьяна Ликсутова

Он подтверждает, что Максим Ликсутов нагло лжёт нам всем (включая Путина, Чайку, Бастрыкина и Иванова).

Он совсем не продал эстонскую фирму Transgroup Invest AS, через которую владел российскими активами.

Он тупо переоформил акции на жену.

И Татьяна Ликсутова, жена российского госслужащего, официально владеет запрещенными финансовыми инструментами - акциями эстонской компании.

Скриншот показывает (смотреть снизу вверх):

1. акциями владеют Ликсутов и Глинка .

2. акциями владеют Ликсутов и Глинка (но уставной капитал теперь в евро).

3. (третья строчка сверху) Ликсутов продаёт акции 20.06.13

4. акциями владеют Глинка и Татьяна Ликсутова. Причем у Ликсутовой ровно столько же акций, сколько было у мужа.

Также Ликсутова владеет таллинским рестораном Gianni и мебельной фабрикой Aprica Style . Но это уже даже не важно.

Что же такое Transgroup Invest AS?

Может, это безобидная фирмёшка на которую только и оформлена, что дублёнка с бобровым воротником?

Не совсем.

Данные о Transgroup Invest AS (в полном размере - )

Через Transgroup Invest AS Ликсутов контролирует ООО "ДЕЛЬТА-ТРАНС-ИНВЕСТ" и ООО "ТРАНСГРУПП АС" , которым в свою очередь принадлежат Аэроэкспресс, крупнейший железнодорожный перевозчик автотранспорта РейлТрансАвто, ОАО "Городская транспортная система скоростного трамвая" и много других фирм.

По клику открываются выписки из ЕГРОЮЛ. Информация стопроцентрая и проверяемая.

Напоминаю, что заместитель мэра Москвы Ликсутов не абы какой заместитель, а по транспорту.

И, удивительное совпадение, все сохраняющиеся и развивающиеся бизнес-интересы Максима Ликсутова тоже лежат в области общественного транспорта.

Мы все очень любим общественный транспорт и ратуем за его развитие.

Но нам очень не нравится конфликт интересов: человек, определяющий вливание бюджетных миллиардов в общественный транспорт, ведёт свой личный бизнес в этой области.

И нам совсем и категорически не нравится, что чиновник, определяющий вливание бюджетных миллиардов в общественный транспорт, ведёт тайный и скрытый бизнес в этой области. А нам врёт, что бизнеса нет.

Это и называется: коррупция.

Аэроэкспресс - это крупнейший проект в области общественного транспорта, очень сильно завязанный на государственные решения.

Городская транспортная система скоростного трамвая - тут, извиняюсь, название говорит само за себя.

Не надо никакой конспирологии, чтобы по иному взглянуть на фанатичную любовь Ликсутова и ликсуто-фанов к трамваям, в свете таких фактов.

Это уже никакая не публичная любовь к общественному транспорту. Это тайная любовь к бюджетным деньгам, выделяемым на общественный транспорт.

Чтобы Максим Станиславович Ликсутов и его начальник Сергей Семёнович Собянин не думали, что ФБК ограничился «пробиванием" по эстонскому реестру, то их вниманию представляется вся схема офшорных владений заммэра Ликсутова (наверное, не всех, но тех, которые мы открыли):

Оффшорные схемы Максима Ликсутова (в полном размере)

Схемой можно полюбоваться в полный размер [...]

Схема обширна и для её разъяснения нужно писать отдельный пост.

Я очень рассчитываю на то, что когда буду писать пост с объяснениями, то мне не придётся называть Ликсутова "заммэром" и "госслужащим".

Нарушение закона очевидно, серьёзно и непровержимо.

Фонд борьбы с коррупцией требует от мэра Москвы Собянина немедленной отставки г-на Ликсутова в связи с грубым и преднамеренным нарушением закона, запрещающего супругам госслужащим иметь иностранные финансовые активы.

Помимо формального нарушения, налицо ещё и наглая ложь избирателям, скрытый конфликт интересов и, скорее всего, коррупция. [...]

Ликсутов Максим Станиславович - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. В прошлом эстонский и российский предприниматель. В рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США. В рейтинги 2014 и 2015 годов не входил.

Биография

Ликсутов Максим Станиславович , 19.06.1976 года рождения, уроженец г. Локса Харьюского района Эстонской ССР. До 2011 год имел гражданство Эстонской республики.

Родственники. Мать: Ликсутова Нина Владимировна, 07.06.1947 года рождения, пенсионерка. В настоящее время постоянно проживает в Москве. По некоторым сведениям, на нее записана вся недвижимость Ликсутова.

Жена (бывшая): Ликсутова Марта Валериановна, 13.03.1974 года рождения, ранее была представителем компании Transgroup Invest в Москве.

Жена (бывшая): Ликсутова Татьяна, 18.09.1979 года рождения, бывшая топ-модель. Обладая состоянием более 100 миллионов евро, является богатейшей женщиной Эстонии и входит в число двадцати самых богатых людей страны.

Награды. Орден Дружбы (5 апреля 2017 года) - за большой вклад в реализацию проекта реконструкции и развития Московского центрального кольца.

Состояние. В 2011 году журнал Forbes оценил состояние Ликсутова в 500 млн долларов, в 2013 году - уже в 650 млн долларов. Ликсутов занимал 189-ю позицию в рейтинге «Богатейшие бизнесмены России-2011». Ближайшими деловыми партнёрами Ликсутова Forbes и российская деловая пресса называла миллиардеров Сергея Глинку , занимавшегося в Эстонии угольным транзитом, владельца УГМК Искандара Махмудова , предпринимателей-совладельцев «Аэроэкспресса» Андрея Бокарева и Михаила Хромова . Пресса Эстонии именует Максима «известным транзитным миллионером». Согласно декларации о доходах, за 2012 год Ликсутов, все 12 месяцев работая в Правительстве Москвы, заработал 270 млн руб, имеет три земельных участка и жилой дом площадью 2130 кв.м. в России, жилой дом и земельный участок в Италии, две квартиры и шесть земельных участков в Эстонии; четыре автомобиля класса «люкс», в том числе два суперкара Lamborghini Diablo и Dodge Viper, а также пять мотоциклов. Всего в семье Ликсутова 8 автомобилей в разных странах, куда чиновник приезжает по делам и на отдых. Среди совместной собственности Ликсутова и его жены дорога в Эстонии площадью 4201 кв.м..

Увлечения. Ликсутов увлекается подводным плаванием. В возрасте 15 лет стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания, трижды становился чемпионом Эстонии по этому виду спорта (1988, 1989, 1990), побеждал на Первенстве Скандинавских стран (1990). В 1991 стал победителем Первенства СССР по подводному ориентированию. В 1993 в составе команды пловцов установил рекорд, попавший в Книгу Гиннесса, проплыв 100 км в бассейне. На должности главы департамента транспорта особое внимание уделяет велосипедной инфраструктуре.

Образование

В 2007 г. окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова по специальности «финансы и кредит» и Международный юридический институт по специальности «менеджмент организации».

Трудовая деятельность

  • Проживая в Эстонии, Ликсутов наладил бизнес по очистке и перевалке кузбасского угля в порту Таллина. Занимался также сбытом угля как в Эстонии, так и за ее пределами.
  • Несмотря на то, что с 1998 года фактически постоянно проживал в Москве, в 2005 году получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики» (в 2011 году отказался от гражданства).
  • С 1999 года занимал руководящие должности в российских транспортных компаниях, таких как ОАО «Первая Грузовая Компания» и ОАО «ТрансКонтейнер».
  • С 2001 по 2011 год был председателем совета директоров ООО «ТрансГрупп», а с 2003 по 2011 год – членом совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
  • С 2009 по 2010 год занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс» и владел 25% акций этой компании.
  • В апреле 2011 году был назначен на пост советника мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожной транспортной инфраструктуры. В декабре того же года стал руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
  • С 25 сентября 2012 года одновременно является заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Связи/Партнеры

Аксененко Рустам Николаевич , 29.07.1974 года рождения, предприниматель, сын бывшего министра путей сообщения РФ Николая Аксененко. В настоящее время возглавляет одну из дочерних структур «Стройтрансгаза» и постоянно проживает в Швейцарии. Благодаря знакомству с Аксененко бизнес Ликсутова и его компаньонов серьезно продвинулся. В настоящее время продолжают поддерживать контакты.

Глинка Сергей Михайлович , 31.05.1966 года рождения, предприниматель, член совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». Бывший сосед Ликсутова, знает его с детства. В 1990-е годы вместе занимались транзитом угля из Кузбасса через Эстонию, причем Ликсутов начинал как помощник Глинки. До сих пор сохраняют теплые отношения. Ликсутов чтит Глинку как своего учителя и старшего товарища.

Махмудов Искандар Кахрамонович , 05.12.1963 года рождения, предприниматель, основатель и президент Уральской горно-металлургической компании. Основной бенефициар ЗАО «Трансмашхолдинг». Ликсутов считается его человеком. На своем посту Ликсутов лоббирует, в том числе, интересы Махмудова.

Собянин Сергей Семенович , 21.06.1958 года рождения, мэр Москвы. По договоренности с лоббистскими группировками (Махмудова, Когана) продвинул Ликсутова на пост вице-мэра. В настоящее время Собянин доверяет Ликсутову и его доверие к нему не поколебала даже недавняя катастрофа в метрополитене с многочисленными человеческими жертвами.

К информации

Деловая карьера Ликсутова началась в 1996 году, когда он сошелся со своим соседом по дому Сергеем Глинкой , который был на десять лет старше Максима и делал «очень серьезные дела», да такие серьезные, что мог с завидной частотой менять машины престижных марок и посещать самые дорогие рестораны Таллина. Наиболее серьезным из его дел была очистка и перевалка кузбасского угля в таллинском порту.

Вначале Ликсутов был «на подхвате» у Глинки. Максим Станиславович отличался исполнительностью и умением договариваться с деловыми партнерами. Вскоре ему удалось не только наладить контакты с «нужными людьми» в порту, но и достать нужное оборудование, а также организовать работу с предпринимателями по сбыту угля как внутри Эстонии, так и на экспорт. Дела у Глинки резко пошли в гору, его угольный терминал процветал. Но настоящий успех к Глинке и Ликсутову пришел тогда, когда они сделали своим деловым партнером Рустама Аксененко , сына Николая Аксененко , министра путей сообщения РФ, который тогда всерьез рассматривался в качестве возможного преемника Бориса Ельцина .

Первым их совместным проектом с Аксененко была компания по реализации грузов, владельцы которых не смогли заплатить МПС РФ за их доставку в Таллинский порт. В ноябре 1999 года Максим Станиславович возглавил экспедиторскую фирму «Юнитранс», которой МПС предоставляла большие скидки на железнодорожные тарифы по перевозке грузов. В 2000 году оборот компании превысил 280 миллионов долларов.

Сколотив отменный капитал, Ликсутов перебрался в Москву, где стал членом совета директоров таких серьезных структур, как ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «ТрансКонтейнер». А в 2001 году он возглавил совет директоров ООО «ТрансГрупп», железнодорожного оператора с собственным парком из нескольких десятков вагонов. На тот момент эта компания была чуть ли не единственной в России, которая могла себе позволить иметь такое количество подвижного состава.

В 2003 году бизнес независимых от МПС операторов получил дополнительную возможность для маневра, поскольку железнодорожники ввели т.н. вагонную составляющую. Она заключалась в том, что владельцы вагонов получали 15% скидки от действующего тарифа и в этих рамках изменяли цены за перевозку. К 2005 году среди клиентов «ТрансГрупп были «Русский алюминий», «Евразхолдинг», «Сибур». Так, за несколько лет небольшая экспедиторская фирма превратилась в гигантскую транспортную компанию, обладающую парком в 10 тысяч вагонов и выручкой почти миллиард долларов в год. «ТрансГрупп» вошла в пятерку крупнейших железнодорожных операторов России с объемом перевозок в 30 миллионов тонн в год.

В начале 2000-х годов совладельцы «Трансгрупп» начали скупку российских заводов, производящих локомотивы, вагоны и поезда метро. Так появилась одна из крупнейших машиностроительных групп в РФ – ЗАО «Трансмашхолдинг», объединяющая более 10 предприятий. Максим Станиславович в период с 2003 по 2011 год был членом его совета директоров.

Бенфециарами «ТрансГрупп» являлись три человека: Ликсутов, Глинка и Искандар Махмудов . При этом двое последних определяли стратегию развития бизнеса, а Максим Станиславович отвечал за оперативное управление. Фактически он мало чего решал, зато умел красиво говорить и пускать пыль в глаза журналистам. Поэтому вскоре Ликсутов стал «лицом компании».

В апреле 2007 года власти Эстонии демонтировали памятник павшим советским воинам (т.н. Бронзовый солдат) в центре Таллина, перенеся его на Военное кладбище. Данный шаг спровоцировал крупные беспорядки русскоязычного населения эстонской столицы. Максим Станиславович, который всегда старался подальше держаться от политики, неожиданно выступил резко против переноса памятника, за что подвергся резкой критике в Эстонии. В результате Ликсутов обиделся и объявил о том, что переводит весь свой бизнес из Таллина в Москву.

На самом деле Максим Станиславович лукавил. На тот момент его основной бизнес уже был в России. К примеру, ООО «ТрансГрупп – Финансы и инвестиции» была зарегистрирована в Москве. Что касается эстонской компании Transgroup Invest, то ей принадлежали лишь простаивающий угольный терминал в таллинском порту и ресторан итальянской кухни «Gianni» в центре Таллина. Все бизнес-проекты Ликсутов также давно уже осуществлял в России.

Раз уж зашла речь о бизнес-проектах Максима Станиславовича, то хочется поговорить о них поподробнее. Ликсутов всегда хотел сделать в России нечто «западное», такое «как в Европе». После некоторых раздумий он остановился на электропоездах повышенной комфортности. Первая такая электричка, между Москвой и Калугой, была запущена «ТрансГрупп» совместно с РЖД в 2004 году. Но истинным ликсутовским детищем стала не она, а «Аэроэкспресс».

Компания «Аэроэкспресс» была создана в 2005 году, когда фирменные электрички начали ходить от Савеловского вокзала до станции Лобня. Затем, после того как была выстроена ветка от Лобни до аэропорта Шереметьево, а в самом аэропорту – современный пассажирский железнодорожный терминал, электрички были пущены с Белорусского вокзала. Таким образом, путь до Шереметьево составил всего полчаса. Идея вышла весьма удачной, и вскоре подобные электрички начала ходить от Павелецкого вокзала до Домодедово и от Киевского вокзала до Внуково. Максим Станиславович был генеральным директором ООО «Аэроэкспресс», ему принадлежали 25% акций компании.

В марте 2011 года на аэроэкспрессе от Шереметьево до Белорусского вокзала прокатился в компании президента РЖД Владимира Якунина и мэра Москвы Сергея Собянина тогдашний глава Правительства РФ Владимир Путин , который всю дорогу слушал рассказ Ликсутова о преимуществе скоростной электрички над автомобилем. Владимиру Владимировичу очень понравилась поездка. Кроме того, ему приглянулся расторопный молодой человек с лучистым взглядом, поэтому будущее Максима Станиславовича было предрешено. Спустя месяц после этой судьбоносной поездки Ликсутов стал советником мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Несмотря на то, что Максим Станиславович отказался буквально в день своего назначения на должность от всех своих долей в бизнесе, он продолжал генерировать идеи, способные принести прибыль. Так, он решил заняться запуском пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. По мысли Ликсутова, на базе слабо загруженной грузовой железной дороги должна быть открыта скоростная пассажирская линия, интегрированная с транспортными системами города. Этот проект понравился даже скептически настроенному к идеям «собянинских выдвиженцев» эксперту из НИИ транспорта Михаилу Блинкину , который назвал его «реализацией общеевропейского тренда на интеграцию железных дорог с метро и трамваем».

Денег на эту «интеграцию» не пожалели, выделив на нее почти полтриллиона рублей в рамках программы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы», что составило пятую часть всего ее бюджета. Летом 2011 года был создан оператор проекта, совместная компания правительства Москвы и РЖД «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД) с уставным капиталом 5 млрд рублей.

Разработкой проекта организации пассажирского движения по железнодорожному кольцу занялась компания «Интегрированные транспортные системы», принадлежащая на 75% бывшему топ-менеджеру ЗАО «Трансмашхолдинг» Михаилу Онофрийчуку. Саму же МКЖД возглавил бывший «Трансмашхолдинга» Михаил Хромов . Ну а «Трансмашхолдинг», само собой, выиграл тендер на закупки электропоездов для Малого кольца. Разумеется, эти назначения состоялись не без участия Максима Станиславовича.

Кстати, тот самый опекаемый Ликсутовым «Трансмашхолдинг» стал основным производителем подвижного состава для московского метро. Метрополитену на закупки вагонов еще в 2011 году было выделено более 40 миллиардов рублей, которые, разумеется, не без помощи Максима Станиславовича были освоены «правильными людьми». Сами же ликсутовские вагоны производства «Трансмашхолдинга» пассажиры с самого начала ругали за то, что они крайне неудобны. Ну а теперь выяснилось, что они к тому же и смертельно опасны.

В декабре 2011 года Ликсутов пошел на повышение, став руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Первым делом Максим Станиславович отказался от эстонского гражданства, которое он получил в 2005 году «за вклад в развитие местной экономики», а затем принялся за реализацию своих задумок, возникших у него еще в бытность советником мэра.

Так, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, которую в 2011 году начал вице-мэр по вопросам транспорта Николай Лямов . Максим Станиславович объявил, что такие полосы будут действовать только в будни, и вообще новых «выделенок» и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется. В апреле 2012 года он объявил о введении с 1 января нового 2013 года платы за парковку в центре Москвы в пределах Бульварного кольца.

Своей энергией и «креативностью» Ликсутов выигрышно выделялся на фоне своего шефа Лямова, который даже внешне был похож на типичных «крепких хозяйственников» позднесоветского разлива, да к тому же злоупотреблявшего спиртным. В сентябре 2012 года Собянин освободил Лямова от должности вице-мэра, назначив на его места Максима Станиславовича. При этом Ликсутов сохранил за собой пост руководителя департамента.

За те почти два года, что Максим Станиславович руководит транспортом и дорожной инфраструктурой Москвы, в его голове возникло много разных идей, иногда даже и неплохих. Только вот с их реализацией было гораздо хуже.

В частности, ему не удалось ни обеспечить порядок в зоне платной парковки, которая расширилась до пределов Садового кольца, ни «восстановить престиж» московского трамвая, с выделенными полосами тоже оказалось не все гладко. Собянинская «метростроительная гонка», инициатором которой во многом был Ликсутов, привела к ряду сбоев работы метрополитена и аварий, апогеем которых явилась июльская катастрофа 2014 года на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Сроки сдачи МКЖД, несмотря на запредельное финансирование, фактически оказались сорванными.

К другим грандиозным ликсутовским провалам следует отнести проекты создания сети велопроката и велодорожек, а также улучшения пешеходной инфраструктуры. При этом Максим Станиславович немотивированно ополчился на троллейбусы и с упорством маньяка отстаивает сохранение турникетов в наземном транспорте. Несмотря на дифирамбы, которые поют Ликсутову «прикормленные» блоггеры, такие как Илья Варламов («Zyalt»), в деятельности Максима Станиславовича имеются лишь мелкие достижения на малозначительных направлениях. Программу же по развитию транспортной системы Москвы смело можно считать проваленной.

Будучи вице-мэром, Ликсутов также оказался в центре скандала, в результате которого он даже был вынужден развестись с женой, правда, как говорят злые языки, фиктивно. Его супруга Татьяна, бывшая топ-модель и владелица ресторана итальянской кухни «Gianni», обладая состоянием более 100 миллионов евро, считалась самой богатой женщиной Эстонии. Максима Станиславовича обвиняли в том, что его жена является лишь прикрытием бизнеса мужа, который он ведет, будучи госслужащим. В результате, в июне 2013 года Татьяна переоформила себе в собственность 50% акций холдинга Transgroup Invest, зарегистрированного в Эстонии и специализирующегося на транспортно-экспедиторском бизнесе, сумма активов которого превышает 200 млн. евро, а также девять объектов недвижимости в Таллине и 242 650 акций компании Tallinna Vesi. Но Ликсутову этого показалось мало, и в январе 2014 года он официально заявил, что с июня 2013 года находится в состоянии развода с Татьяной.

Не успев остыть от одного скандала, Максим Станиславович оказался в эпицентре нового. Так, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального заподозрил его в том, что он является акционером офшорной кипрской компании Intellectico holdings limited. Сам Ликсутов заверял, что документы на выход из этой компании были подписаны им еще в 2010 году, то есть до поступления на госслужбу. Однако дотошные сторонники Навального выяснили, что Максим Станиславович владел акциями по состоянию на 6 мая 2014 года, а сама Intellectico holdings limited была акционером ЗАО «Трансмашхолдинг». В ответ Ликсутов заявил, что вышел из состава акционеров Intellectico holdings limited еще в декабре 2012 года. В свою очередь Совет при мэре Москвы по противодействию коррупции не нашел в деятельности Максима Станиславовича фактов нарушения законодательства РФ. Ликсутов же подал на Навального и ФБК в суд, требуя с них 3.5 миллиона рублей.

Максим Станиславович Ликсутов является представителем «эффективных менеджеров» нового поколения. Он умеет хорошо одеваться, красиво говорит, почти не пьет и не сквернословит. Он действительно напоминает европейца, а не типичного российского чиновника, высмеянного еще Салтыковым-Щедриным. Но все же «европейскость» Ликсутова наносная, поверхностная. Внутри он представляет собой такого же вороватого и некомпетентного чинушу, уверенного в своей безнаказанности, каких, к сожалению, обретается великой множество в руководящем звене государственных структур РФ.

Как представляется, после недавней катастрофы в московском метро Максим Станиславович все же сохранит свое кресло. Слишком уж он самоуверенно себя ведет, слишком многие «солидные люди» хотят, чтобы он продолжал свою деятельность на этом посту. Главным виновником несчастья будет назначен, скорее всего, начальник метрополитена Иван Беседин