Gov04 - Заговоры. Приметы. Гадания. Нумерология
Поиск по сайту

Картотека игр на сенсорное развитие. Сенсорные игры для развития тактильных ощущений Стишки для тактильных игр с малышом

Тактильные игры очень важны для развития дошкольников. Наверняка, для вас не будет открытием, что тактильные игры помогают не только сенсорному развитию ребёнка. Тактильные игры с дошкольниками – прямой путь к развитию их мыслительной деятельности!

Если вы хорошо учились в школе по анатомии, то помните, о том, что головной мозг человека устроен так, что зоны, отвечающие за мышление и развитие движений рук, находятся рядом. Таким образом, играя в тактильные игры, ребёнок развивает и своё мышление!

Тактильная игра «Отгадайте, что это?»

Ребёнок-ведущий засовывает руку в мешочек, наполненный разнообразными предметами, не обязательно часто встречающимися ребёнку. Это могут быть: как кубик, мячик, так и шахматная фигура, шашка, зеркальце, бутылочка из-под штриха, клей-карандаш, клей в тюбике, коробочка со скрепками, пакетик чая, маленькая индивидуальная упаковка сахарного песка, ластик, степлер (без скрепок, для безопасности), пилочка для ногтей, тюбик губной помады, игрушка из киндер-сюрприза и т. п.

Задача ребёнка: узнать, наощупь выбрать в мешочке любой предмет, затем, поняв, что это такое, описать предмет всем присутствующим, не называя его. Задача детей – отгадать предмет.

Тактильная игра «Сколько?»

В непрозрачную коробку кладутся мелкие предметы количеством от одного до десяти. Ведущий (воспитатель) знает их точное количество. Ребёнок засовывает в коробку руку (можно сделать для этого в крышке коробки специальное отверстие) и, не глядя, пересчитывает их. Затем он говорит количество предметов. Если ответ верный, перед следующим игроком ведущий меняет количество предметов в коробке. Если сосчитано было неверно, в игру вступает следующий ребёнок, и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Предметы могут быть как одинаковые – фасолины, бусины большого размера, так и разные.

Для этой игры будут необходимы специальные так называемые тактильные кружочки из разной по фактуре ткани. Вы можете найти такие , разработанные на основе рекомендаций психологов, в Интернет-магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Ведущий (сначала это может быть воспитатель, а потом и дети) даёт задание найти кружочки, похожие по фактуре на: шубку, кошку, зиму, холодильник, мягкую игрушку, шубу Деда Мороза и т. п.

Игру можно проводить с надетой на глаза повязкой. Задание для играющих: собрать кружочки по парам так, чтобы в каждой паре были кружочки, отличные друг от друга.

Тактильная игра «Правильно-неправильно»

Игра проводится в парах. Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру, как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный. Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по игре.

Тактильная игра «Что такого же цвета?»

Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для игр на восприятие цвета и развитие мышления.

Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу, а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.

Тактильная игра «Как это словами?»

Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения, какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно больше ощущений.

Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.

Тактильная игра «Одним пальцем»

Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно, засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание, или в парах, тоже на скорость и точность.

Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к ним разными пальцами.

Тактильная игра «Отгадай не руками»

Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом, локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.

Материал подготовила Наталья Прищепенок, методист.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

У меня есть формочки купленные в Икеа в виде рыбок и звёздочек. С начала наших водных игр я думала как бы их применить? Но ничего не приходило в голову. И вот как только мне на глаза попался наш гидрогель, я сразу поняла как мы можем поиграть . Уж очень моему ребенку нравятся игры на сенсорное развитие.

Математика для дошкольников

В посте На поверхности воды , Люба из клуба Умница, давала материалы для скачивания. Вот ими я и воспользовалась, распечатав несколько морских животных с белыми кружочками. Вручную вырезала разноцветные кружочки и написала на них правильные ответы на примеры расположенные на морских животных. Если у вас есть самоклеющиеся кружочки типа этих, то ребенку будет еще интересней с ними работать.

Я увидела большой интерес к данному занятию у Александра, он просил всё новые примеры практически ежедневно. Сначала я сделала рыбку, затем осьминога, дальше были животные со счетом тройками, шестерками, восьмерками. Думаю что идея ясна. в интересных играх, описана у меня в отдельной статье.

Ещё нашла вот такую фотографию. Мы выросли из таких идей, а кому-то из вас может пригодиться.

Математические пазлы, числа на французском языке

Раз уж мы коснулись материалов, которыми поделилась Люба, напишу ещё об одном, который стал достаточно интересен Александру. Карточки с морскими животными, которые нужно разрезать на полоски, а затем ребенок складывает их по порядку называя числа. Числа на русском, английском и испанском совершенно просты для Александра, поэтому я усложнила задачу. Выложила на стол все листы с числами от 40 до 100.

Это был французский вечер, вот на этом языке Александру и нужно было разложить полоски, называя каждое число вслух.

Вы можете применить пазл как на русском, также и на изучаемом иностранном языке.

Ребенку самому было интересно увидеть кто из животных появится на картинке. Картинок всего шесть, я покажу четыре, чтобы было представление.

Познавательные игры для детей

На следующий день, Александр захотел понести в детский сад “морских друзей” . Я совершенно не против, но это запрещено делать. И я пообещала, что по возвращению, сына будет ждать бассейн с морскими друзьями. Приготовить его заняло у меня две минуты. Я положила камешки, стеклянные плашки, морские фигурки. Не стала класть ракушки, так как чувствовала, что закончится всё купанием, а края у ракушек острые.

Подобный бассейн можно сравнить с большой сенсорной коробкой, в которую ребенок сядет с удовольствием .

Александр был в восторге от увиденного и я предложила ему поиграть в обитание морских животных. Сначала нужно было посадить “на берег” тех животных, которые могут выходить из воды.

Как мы и обещали, этот обзор мы посвятим разным сенсорным играм и игрушкам, которые несложно сделать дома.

Сенсорное развитие - это восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий и т.п.
Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. В игре Волшебный мешочек ребенок учится на ощупь узнавать предметы. Также с закрытыми глазами можно угадывать овощи и фрукты по вкусу или запаху. Еще можно угадывать на ощупь что из чего сделано - стеклянный стакан, вилка, деревянная ручка и т.п.
Мы не будем подробно рассказывать об играх на изучение форм, величины и цвета - о них написано очень много, а подробнее остановимся на тактильных играх.

Вспомни ощущение
Нужно касаться руки ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения: перышком, игрушкой, варежкой, мочалкой и пр. А потом повторить прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано

Узнай фигуру
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Найди пару
Игру нетрудно сделать самим. Главное набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь - кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т.п. Играть можно несколькими способами. Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани), можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.
А, когда игра начнет постепенно надоедать, ее можно будет усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т.п.

Вот как, например, это может выглядеть

Вот наш список того, что можно использовать для этой игры (различные на ощупь материалы)

1. ткани
- вельвет (крупный и мелкий)
- бархат
- кожа
- гладкая подкладочная ткань
- флис
- велюр
- ткань мебельная для обивки
- какая-нибудь «колючая» ткань
- ткань с нашитыми пайетками
- шелк
- мех разный
- есть ткань с пупырышками
- ткань для пальто (как овечка)

2. Пуговицы разной формы
3. Липучка - обе стороны
4. Бархатная бумага
5. Кусочки ваты
6. Можно использовать разные нитки или пряжу
7. Кусок клеенки
8. Кусочек полиэтиленового пакета
9. Продаются мелкие стразы (или типа страз) на ленте. Для самых маленьких ощущения для пальчиков немного «колючее» или «острое» (поранить, естественно они не могут)
10. Кусочек резинового коврика
11. Мочалка от губки
12. Губка

А можно сделать коврик или панно на стену


pic

Когда сын был маленький, он очень любил пересыпать разные крупы из миски в миску (руками, ложкой) и искать игрушки в емкости с крупами.

Можно угадывать крупы на ощупь


pic

Но самый лучший материал - это, конечно, песок. Правда, далеко не каждый родитель отважится устроить дома песочницу. И на самом деле в этом нет необходимости, когда намного интереснее устроить коробку с настоящими сокровищами - сенсорную коробку!
Сенсорные коробки - это контейнеры (а можно сделать или купить готовый столик) с высокими бортиками, которые заполняются разнообразными "тактильными" материалами.

Такие коробки можно делать цветными и заодно играть в игру "найди предмет"


pic


pic


pic

А можно делать и тематическими - по временам года или по назначению - лес, стройка и т.п. Таким образом мы создаем самую настоящую декорацию для игры!


pic


pic


pic


pic

Для малышей лучше выбирать предметы покрупнее, а с детьми постарше весело будет создавать такую коробку вместе, точнее всю творческую часть доверить ребенку, а взрослый лишь поможет собрать нужный материал.

Вот небольшой список того, что можно насыпать в такую коробку:

1. рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей
2. бобы, красная и зеленая чечевица
3. горох
4. макароны (большие трубчатые, завитушки, ракушки, бабочки и т.д)
5. манка
6. гречка
7. пшено
8. соль (мелкая или крупная морская, а можно окрашенную для ванны)
9. пена для бритья
11. сухие или свежие листья
7. песок
12. галька или обычные мелкие камушки
13. стеклянные полусферы, которые продаются для аквариумов
14. ракушки
15. ватные шарики
16. помпоны
17. нарезанная бумага
18. лед
19. пайтки
20. пуговицы
21. каштаны
22. желуди
23. искусственные перья

А еще преимущество такой игрушки в том, что содержание легко сменить в любой момент и она никогда не надоест. И еще один момент - она интересна и полезна не только детям, попробуйте сами после напряженного дня опустить руки, например, в фасоль или горох - вы почувствуете, как все нервное напряжение уходит. Пробуйте и присылайте нам фото своих сенсорных коробок!

Помимо своего зрения и слуха, маленькие дети, исследуя окружающий мир, используют и тактильные ощущения. Потому им так нравится лепить из пластилина, шелестеть фантиками, плескаться в воде, водить карандашом по бумаге или стенам комнаты. Задача родителей - направить в необходимое русло сенсорное впитывание потока информации с помощью игр, тем самым открывая перед своим крохой более широкие возможности для обучения. Игры на тактильные ощущения развивают детское восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия.

Примеры тактильных игр.

Можно сложить в «волшебный мешочек» пуговицы разной фактуры и величины, фигурки, колечки и т.д. Предложите малышу подержать пуговку. Затем, обратите его внимание на то, что пуговичка прыгнула в мешочек и спряталась. Пускай малыш найдет ее на ощупь среди прочих находящихся там вещиц. Создайте тактильную книгу-альбом, в которой будут храниться образцы всевозможных лоскутков тканей: шелк, шерсть, мешковина, наждачная бумага, пакет, бархат и другие. Листайте, рассматривайте вместе со своим чадом альбом, предлагайте ему тактильно определить свойства того или иного материала: мягкий, твердый, шероховатый или гладкий, колючий или пушистый. Закрыв глазки, ребенок, попробует отгадать, что вы положили ему в ладошку. Это может быть каштан, шишка, мячик, овощи, фрукты и т.д. Спрячьте в крупе, например гречке, игрушку. Малыш приложит все усилия, чтобы найти Ваш сюрприз.

Стихи для тактильных игр с малышом.

Носик с носиком встречался

Носик носиком бодался.

А потом «привет» сказал,

Носик весь зацеловал!

Ножки-ножки, топотушки!

Попрыгушки, побегушки.

Ножки сильными растут,

Скоро быстро побегут!

Ручки-ручки, все хваталки

Крепко маму обнималки,

Мы потянем ручки вверх,

Скоро дорастем до всех!

Пятки, розовые пятки,

Поиграем с мамой в прятки!

Мама спряталась: ку-ку!

Я найти ее смогу!

Этот мягонький животик

Подарил нам бегемотик!

Если пузик целовать,

Малыш будет хохотать.

Есть у ежика щетинка,

Наша гладенькая спинка!

Вот бежит сороконожка –

Это мамина ладошка.

Носик, носик, носопырка –

Справа дырка, слева дырка

А на кончике звоночек,

Сам звенит, когда захочет.

Щечки, сладенькие щечки

Нежные, как лепесточки.

Щечка – раз и щечка – два!

Целовать давно пора!

Все прекрасно слышат ушки,

Наши ушки-непослушки!

Когда глазки крепко спят,

Ушки маму сторожат.

Прилетел к нам ангелочек

Сел на правый наш носочек

Покачался и взлетел –

На головушку присел.

Прилетела к нам синичка

Села (имя) на реснички

Крыльями закрыла глазки,

Чтобы снились (имя) сказки.

Стихи для игр в ванной.

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)

Побежим мы за кусты,

Встанем под осинкой,

Накроемся корзинкой!

Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней - (поливаем кроху из ковша)

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, травка, гуще.

Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)

Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)

Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)

Пришли куры - поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)

Пришли утки - пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)

Пришел слон - потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)

Пришел дворник - все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине - «сметаем»).

С помощью такой нехитрой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.