Недостатки христианства или почему люди не хотят ходить в церковь? Что делать, если ребенок не хочет идти в церковь.
Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.
Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…
- С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?
Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.
Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме.
Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное - это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.
В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку - сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них - для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».
- Что делать, если ребенок капризничает в храме?
Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).
Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять - можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,- воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?
Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.
Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.
А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…
Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.
Кризис «среднего» возраста
Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…
Если ребенок ходит в храм раз в год - то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.
Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие - Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.
- Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?
Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.
Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди - надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.
- Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…
В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться - кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.
Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?
Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.
- А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…
Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.
И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.
- Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?
Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи - один духовник, то это хорошо.
Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет - переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока - лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва - самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное - это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.
…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,- хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».
Ребенок-мечта в воскресенье за час до Литургии выскакивает из-под теплого одеяла, бежит чистить зубы и уже через 15 минут причесанный, одетый и в начищенной обуви томится перед входной дверью в ожидании поскорее выйти в храм.
Ребенок-реальность, с головой укутавшись и зарывшись под подушку, на вот уже 45-минутные уговоры подниматься и идти в церковь отвечает ожесточенной имитацией крепкого сна.
Что делать? Все советуют: лучшее средство - личный пример. Но 13-летние поступают как раз наоборот. Как вести диалог с церковным , если ему вдруг надоело поститься, причащаться, ходить в храм? Уговаривать, приказывать или оставить в покое?
В «профильный» день - Неделю о блудном сыне - на эти и другие вопросы ответил известный киевский духовник, многодетный отец протоиерей Константин Курбанов .
Если ребенок возмущается, это… похвала родителям
Отче, вот ситуация: ребенок у верующих родителей с рождения причащался каждое воскресенье, но исполнилось ему 11, 12 лет, и вдруг признаётся, что в храм ходить не хочет. Как с ним себя вести? Ведь если ошибиться в тактике, человек может вообще из Церкви уй ти, когда появится такая возможность.
Вопрос этот объемный, и есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание, отвечая на него.
Прежде всего, бывают разные. Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью.
Но чаще встречается другая ситуация. Кстати, протест по отношению к старшим может говорить и в пользу родителей. Почему? Потому что это означает, что дети состоят с ними в особенных, родных отношениях. Ведь мы не ценим самых близких - это одна из наших слабостей человеческих. Так что если ребенок открыто возмущается, это, с одной стороны, похвала родителям, а с другой - предупреждение.
Ваш ребенок молится или вычитывает правило?
Главная проблема в воспитании, на мой взгляд, в настоящее время заключается вот в чем. Внимательные родители с младенчества учат своих детей молиться утром и вечером, читают с ними детские церковные книжки, всесторонне знакомят с христианской жизнью.
Но вычитывая молитвы, ребенок зачастую так и не приобретает собственного молитвенного опыта, который и делает человека по-настоящему верующим. У него не возникает особых, личных отношений с Господом нашим Иисусом Христом.
Я спрашивал у многих детей, которые молятся утром и вечером, а правильнее сказать - вычитывают правило, исполняют молитвенное послушание: «Когда возникала сложная ситуация, ты в этот момент помолился, обратился к Богу за помощью?» Оказывается, ему это и в голову не пришло! И до сих пор не приходит - именно потому, что у него нет личных взаимоотношений с Богом. А если и существуют, то только через родителей: надо попросить их, и тогда Бог поможет.
Для воспитания нет ни опыта, ни примера
Мы являемся первым поколением, которое после всех запретов имеет возможность открыто (или якобы открыто) растить своих детей в православной вере. Но при этом у нас нет ни опыта, ни примера.
Мы читаем в книгах о том, как воспитывали детей в XIX веке и раньше. Педагогам тогда казалось достаточным просто приучать ребенка к религиозному порядку. Но мы видим, что этого явно было не достаточно, и к какой глобальной религиозной катастрофе затем пришло наше общество. Милость Божья, что Церковь выжила, и в ней нашлись здоровые силы, но, тем не менее, катастрофа произошла.
Поэтому не только приучение к порядку необходимо в деле христианского воспитания. Крайне важно передать ребенку личный опыт встречи с Богом, и тогда в трудный момент он сможет к Богу обратиться, попросить у Него помощи, и, самое главное, он эту помощь получит.
Злой ли человек родитель?
Если у детей будут с Богом личные взаимоотношения, они и на службе будут стоять по-другому.
К сожалению, дети не могут жить в этом обществе и избежать влияния атмосферы, в нем господствующей: им хочется развлечений. В современном мире преобладает представление о том, что жизнь – это одно сплошное развлечение. Мало того, она просто обязана быть этим развлечением.
И тот, кто в удовольствиях ограничивает, тот злой человек, против которого даже законы нужно какие-то принимать.
Вот и представьте, каким особенным должно быть у ребенка отношение к родителям и к Богу, чтобы оно побеждало сильнейший дух, который господствует сейчас в мире. Чтобы в сторону этого духа ему даже внутренне смотреть было стыдно.
Чувствовать момент
Безусловно, мы должны учитывать, что ребенок проходит переходный период, его чувства становятся весьма сильными, и ему нужно их контролировать.
Здесь крайне важна педагогичность. Ни в коем случае она не заключается в попустительстве. Родительская власть существует, сколько бы лет ни исполнилось ребенку, но мы должны четко видеть её границы. Собственно, границы этой власти указаны апостолом, который просил: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21).
В педагогике мы должны использовать те средства, которые наиболее подходят к каждому конкретному случаю. Это не решается механически, родитель живо чувствует своего ребенка и должен уловить обстановку того или иного момента.
Иногда нужно более грозно призвать к тому, чтобы сын или дочь встал и быстро собрался в храм. А иногда лучше проявить снисхождение - потерпеть, так сказать, некоторое время, ожидая в будущем исполнения той благой цели, которой хотим достичь: чтобы человек полюбил богослужение, а не ожесточился против него совершенно.
Такой педагогики даже святые не чуждались. Преподобный Антоний Великий, видя духовную переутомленность братии, давал им некоторый душевный отдых.
Познакомить с личностью Христа
Но самое главное – наши дети с раннего возраста должны познакомиться с личностью Господа нашего Иисуса Христа, с личностью Божьей Матери, святых. В наших силах воспитать в ребенке нужду в заступничестве святых, в молитвенной помощи Богородицы. Если они увидят, как мы нуждаемся в общении с Господом, если сами научатся этому, будет очень важно.
Тогда, участвуя в богослужениях, они будут осознавать это как таинственное событие, как личное присутствие при главнейших моментах в истории взаимоотношений Бога и человека, и всего творения. Это нужно уметь детям рассказать. В этом, собственно, залог подлинного христианского базиса, который мы можем им дать.
Канон Андрея Критского в изложении для детей
Как научить ребенка молитве, если большинство молитвословий носят покаянный характер, а нашим детям ещё и каяться, по сути, не в чем? Они радостны и открыты миру, а мы их в сокрушение о каких-то грехах пытаемся вогнать…
Начало понимания своей греховности знаете где полагается? - В нашем сострадании чужой ошибке. Когда нам жалко, что человек преткнулся, и мы просим Бога, чтобы Он его простил, и радуемся вместе с этим человеком, когда он получает от Бога и прощение, и оправдание.
Собственно говоря, на этом и построены наши покаянные каноны. Есть личный покаянный канон, и он, действительно, может быть для ребенка пока сложен. Но, например, весь состоит из жизненных событий, которые можно изложить ребенку так, чтобы он понял: вот история о том, как человек ошибся, какой вред нанес себе и окружающим, как иногда ожесточался в этих ошибках, а потом всё равно осознавал свою неправоту.
На таких примерах ребенок получает способность анализировать собственные поступки и своё положение и, когда повзрослеет, сможет применить навык этого анализа к своей духовной жизни.
Но за этим инфантилизмом - когда человек не чувствует ответственности перед Богом и внешним миром, пребывает как бы под родительским «покрывалом» - необходимо внимательно следить. Это сейчас в наших детях очень сильно проявляется, по разным причинам. У каждого ребенка своя мера взросления, но нужно употреблять и наше педагогическое чувство, чтобы помочь ему из этого инфантилизма вырасти.
Беседовала Юлия Коминко
(4 голоса : 5,0 из 5 )Наступает момент, когда воскресным утром оторвать ребенка от подушки нереально. А если у вас это и получается, то в храме он такое начинает вытворять во время службы, что хоть беги, захватив его в охапку.
Нет, речь не о ясельнике или младенце. Это наши взрослеющие дети делают все, чтобы только не идти на службу. Их аргументы, мол, молиться можно в любом месте, обескураживают любого… Порой мы сами даже ловимся на их просьбы типа «давай сегодня не пойдем на службу». Ведь нам тоже бывает лень, или мы устали. А почему бы не пропустить одну службу?
Что ж, через это (когда дети начинают бунтовать против походов в церковь) проходят не только миряне, а и священники. Кто-то говорит даже, что это естественный процесс. Но нас, родителей, это не устраивает. Что делать, если ? Можно ли сделать так, чтобы у детей церковная жизнь была регулярной? Как ответить на их простые вопросы, которые частенько ставят нас впросак?
Прежде всего, нам самим надо понять некоторые вещи. За чем мы идем в храм по воскресеньям? Чего мы не будем получать, оставаясь дома? Как научить детей любить Господа? Ну и получить ответы на важные вопросы о Церкви тоже не мешало бы. Итак…
Вы, читающий сейчас эти строки, не единственный, кто стремится исправить ситуацию. Ведь не только вы думаете, как сделать, чтобы дети, которым уже не хочется бывать на службе, не спорили с нами, а с удовольствием шли с нами вместе в храм. Давайте же вместе решим, что предпринять. Благо, есть варианты решений.
- Помогите . Для этого сначала сами изучите вопрос, а потом купите книгу, где бы было выложено объяснение, скажем, литургии. Важно, чтобы язык книги был адаптирован к его возрасту. Проговаривая каждый раз новые моменты, вы поймете, что литургия и стала и для вас более значимой, и для ребенка более понятной.
- Занятие в храме. Какое занятие в храме может приблизить ребенка к храму? Можно в алтаре помогать (мальчикам), петь в хоре, учиться звонарному делу, ухаживать за свечами и др. Как правило, дети, занявшись реальными делами в церкви, посещают службы регулярно. Даже если чадо, проснувшись, и спросит, зачем идти снова в храм, можно ответить, что батюшка удивится, если ты не появишься в алтаре, в хоре и т.д. Детям надо почувствовать себя не захожанами, а прихожанами своей церкви, чтобы понимали, что там точно их будет не хватать.
- Дружба в храме. На приходе есть друзья? Это не просто замечательный повод повидаться с ними. Ведь можно соединиться семьями и после службы заглянуть в кафе или приготовить что-то необычное дома, сходить на каток или в цирк. Хорошо бы завести традицию с детьми-прихожанами и их семьями дни рождения вместе отмечать, праздники и т.д. Если на приходе есть какие-то мероприятия, старайтесь вместе с ребенком их посещать. Помогите молодежной группе, которая точно есть в вашем храме, активизироваться. Видя, что люди, любящие друг друга, не только на службу собираются вместе, а и по разным поводам, ребенок получит навык посещать богослужения.
- Последовательность. Нельзя в воскресное утро даже мысли допускать – идти в храм или нет. Мол, не пойти ли на тренировку, не поспать бы еще, а потом, мол, нагоним. Помните — для вас только что-то неординарное может стать причиной для откладывания визита в храм. Чтобы ваше чадо не могло находить веские поводы для того, чтобы еще понежиться в кровати утром. Регулярно ходить на службу в воскресные и праздничные дни – это полуспеха.
- Режим. Да, вовремя всем лечь спать накануне – это тоже должно стать правилом. Вставать утром невыспавшимся – это и нам, взрослым, нелегко. Кстати, речь и об уроках. Их бы в субботу сделать!
Если ребенок отстаивает свою свободу?
Просто поговорите с ним об отношениях с Богом и Церковью. Это потом у него будет взрослая жизнь, и он потом сможет сам выстраивать свои отношения с Богом. А сейчас, пока он живет в семье, надо жить по ее правилам, в т.ч. ходить в храм. И это не обсуждается. Ведь Бог на родителей возложил обязанность за воспитание. Вот и надо задание это выполнить, наставляя чад своих, чтобы на Страшном Суде нам не было стыдно…
Зачем ходить в храм? – что ответить на это
Богу не так важно, где я молюсь – в кровати, на спортплощадке или в церкви, зачем я на службу должен идти. Ребенок вполне может говорить и так. Ведь так и вы рассуждаете, постепенно отходя от церковной жизни, и поступаете так же — оставаясь дома, включая телевизор, когда в храме идет служба, непринужденно болтая с друзьями…
Да, молиться можно везде — Бог всегда и везде нас слышит. Но и вы, и ваше чадо должны понять, что есть в совместной молитве на литургии, например, нечто особенное. Ведь мы на службе не пассивными зрителями выступаем. Мы — участники общей молитвы, очень значимого события для всего мира!
Понятное дело, что томление и скука во время службы одолевает и взрослых. Дети тем более с трудом переносят затянутые, на их взгляд, изматывающие службы. Вот тут важно объяснить, что все мы в Церкви важны, каждый – ребенок, взрослый, мирянин и священник – имеет свою задачу и роль в этом общем деле. В одиночку его совершить нелегко. Поэтому мы и собираемся вместе. Напомните ребенку, как дьякон провозглашает в молитве «О мире всего мира… Господу помолимся». Он призывает НАС всех помолиться. И если нас тут не будет, важной для всего мира и нас самих молитвы не состоится…
Мы становимся частью Церкви, участвуя в богослужении, молясь совместно в храме, где поются молитвы в ответ на возгласы священнослужителей. Ведь и хор, и мы присоединяемся к хору славословящих Бога ангелов. Это возможно только в храме, где нам, собравшимся тут, Господь всегда являет чудо в виде причастия и других Таинств. Он входит в нас, и это возможно только в случае, если мы придем сюда, на службу. Дома невозможно преобразиться, как это обычно бывает после принятия Таин Христовых. И никто другой, как Христос, установил нам собираться вместе на литургию. Это произошло на Тайной Вечери.
Выйти из зоны комфорта, встав в воскресенье из теплой постели, нас побуждает и то, к чему призывает нас Спаситель. Любить врагов. Служить Христу (читайте — людям). Да, у нас нет возможности омыть Его ноги, накормить Его или подать воды. Но мы это можем сделать другим, служа им тем или иным образом. Так вот, – это тоже вид служения Господу через других.
Да, молитесь, сколько можете, гуляя, идя на работу, слушая музыку и т.д. Но служба в храме – это святое. И ваш ребенок должен это не на словах слушать, а видеть пример перед глазами.
Аргументы и доводы: не переборщить бы…
Да, они не должны становиться нашим оружием в борьбе за любовь ребенка к службе и молитве в храме. Сколько угодно говорите ребенку, как это хорошо – ходить в церковь, рассказывайте о сути литургических процессов. Знания мало. Да и риск оттолкнуть чрезмерными увещаниями велик. Веру, надо будить и разбудить в детском сердечке
Здесь в помощь надо призвать молитву. Упорную, с великой верой и упованием на Бога. Помолимся коленопреклоненно ко Господу, чтобы зажег в душе ребенка огонек веры. А еще… Если мы будем любить Христа и церковную жизнь, дети тоже будут приносить добрые плоды. Заразительны не только плохие примеры. Видя, что вы ходите на службу не ради норм и правил, а по зову души, и дети станут искренними!
Но опять же, не будем давить… С терпением ждем, пока зажжется эта искорка веры – искренней и нелицемерной, и нежно будем поддерживать, пока она не перерастет в пламя. Не бороться с сопротивлением ребенка нам надо. Нам надо, чтобы он всегда стремился ко Христу… Давайте же идти к этому!
Почему один человек приходит в храм, а другой нет? Почему столько людей остается за церковной оградой? По сути, этот вопрос ответа не имеет. Каждый раз, когда кто-то открывает для себя Церковь, это тайна и чудо. Однако не имеющий окончательного земного ответа вопрос с неизбежностью встает перед каждым из нас. Мы попытаемся проанализировать причины, не пускающие наших ближних в православный храм. Хотя бы отчасти. Хотя бы некоторые. Ради себя, ради них и ради Церкви.
Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:
— Среди нашего населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Перед тем как совершить Таинство Крещения, я каждый раз объясняю — как взрослым крещаемым, так и родителям, и крестным родителям младенцев,— что смысл Крещения как духовного Рождения заключается в последующей жизни в Церкви. И при этом знаю, что реально жить этой жизнью после Крещения будут — единицы. Каковы основные причины? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали.
Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.
Инна Стромилова, клиросная храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» при областной клинической больнице г. Саратова:
— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.
Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.
Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:
— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.
Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?
Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.
Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:
— В суете повседневной жизни мы порой не задумываемся над тем, почему вдруг заныло в сердце, когда мы прошли мимо замерзающего нищего. Прошли мимо, заглушив в себе зов совести. «Жалко, голодный... Хотя… Да ну его! Сам виноват, что до такой жизни докатился».
То же и с Церковью. Ваша душа стремится быть с Богом. Проходя каждый день мимо того или иного храма, вы вдруг испытываете необъяснимое желание зайти туда и хотя бы поставить свечку. Но наперекор возникшему желанию тут же возникает мысль: «Нет, не пойду — времени мало» или — у девушек: «Не пойду — я в джинсах, да еще и без платка».
В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.
Если мы не переборем себя, спросит нас Господь на Страшном Суде: «А что вы сделали для того, чтобы быть со Мной?». Мы ответим: «Верили». Но в ответ нам прозвучат слова святого апостола Иакова: «Вера без дел мертва».
Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:
— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.
Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.
Во-вторых, многие придумывают себе такие отговорки: «продажа» в храмах, в храме «некомфортно». Воцерковленные христиане понимают, знают, что продажи в церкви нет — есть пожертвования: деньги можно и не платить, священник окрестит, обвенчает и малоимущих людей. Но чтобы это понять, нужно прийти в храм. А если говорить о «некомфорте»… На пути к Богу требуется некое усилие, конечно же, а часто молодому человеку напрягаться не хочется совсем. И все же — если в храме душно, может, поставить кондиционер?
В-третьих, многие жалуются на священников, на «ревность не по разуму». О случаях немилостивого отношения к себе мои студенты могут рассказывать и рассказывать. Например, молодой батюшка перед Таинством Крещения увидел у девушки неправильный, по его мнению, нательный крестик и сразу объявил, что это — грех. Может быть, крест был действительно неканоническим, но для этой девочки грех — что-то ужасное, гнусное, вроде кражи и разврата, а тут во всеуслышание объявляют, что она — грешница. В общем, церковные кадры решают все — и не только священники, но и простые прихожане. В храме людей должны ждать, тогда они и придут.
Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:
— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.
Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.
Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:
— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.
Уже давно мы наблюдаем процесс расцерковления общества. Начался он не в прошлом столетии даже, а гораздо раньше — в эпоху Ренессанса, когда Церковь отодвинули на периферию жизни человека. Сегодня в западном обществе процесс этот достиг своего апогея — там даже слово «Бог» нельзя употреблять в официальном общении. В России же сила православных традиций и устоев была такова, что вырвать их с корнем не удалось и за 80 лет безбожия. Однако этот потенциал уже заканчивается.
Что остается в мире взамен христианства? Идеология потребления с культом индивидуализма. Люди разъединяются, обособляются друг от друга, запираются в своих квартирах. Принцип «Мой дом — моя крепость» приобретает смысл: «Моя хата с краю». Человек, отгороженный от других, удобен обществу потребления.
Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.
Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.
Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.
Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:
![]() |