Традиционная одежда якутов. Как сшить якутское платье халадай
Республика Саха(Якутия)
Сунтарский улус(район)
МБОУ "Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова"
Урок технологии, 10 класс
Тема беседы «Якутский национальный костюм»
учитель технологии и
изобразительного искусства
МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова»
с. Кемпендяй
С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Несомненно, ярким маркером культуры любого народа является народный костюм. Своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала одежда несет информацию о культуре и мировоззрении. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, отраженный в символике и семантике народного костюма, на основе которого создаются формы и типы современной национальной одежды.
В старину народная (традиционная) одежда якутов, являясь неотъемлемой частью материальной среды, одновременно была связана и с духовной культурой народа. В частности, с мифологическими и религиозными представлениями, отраженными в семантике одежды. Якутский костюм, который надевался для различных торжеств и обрядов, не только является целостным гармоничным ансамблем, наделенным, утилитарными и эстетическими функциями, но и выступает в качестве главного ритуального элемента в атрибутике всех обрядовых действий. Таким образом, костюм наделяется высоким семиотическим статусом.
Формирование одежды любого народа происходит под влиянием их традиционной культуры, которая отражается в культурно-художественных особенностях костюма. Народная одежда якутов, являясь важным историко-культурным источником, отражает эстетический идеал народа, его духовные взгляды и его мировоззрение. С этой точки зрения якутская одежда всегда привлекала внимание ранних исследователей материальной, духовной культуры этноса и продолжает представлять огромный интерес для современных этнографов, культурологов, искусствоведов.
По существующему у многих народов обычаю, на праздники люди приходили одетыми в свои лучшие наряды. Якутский праздник ысыах в старину был единственным праздником общения, на который в назначенное время собирались и стар и млад из отдаленных местностей, поэтому и состоятельные, и бедные старались одеваться в свои лучшие одеяния. Готовились к празднику задолго. Мастера мастерицы заботились о красочном убранстве коня и прочем снаряжении, старики изготавливали специальные кумысные сосуды, обрядовую утварь, женщины загодя шили себе и своей семье нарядные одежды.
Старинная одежда саха – одинакового покроя у мужчин, женщин и детей. Она отличалась только размерами, длиной подольной части, декоративным украшением. Важную роль при этом играли материал и техника изготовления, менявшаяся в зависимости от уровня развития производства. Особенностью традиционной одежды является её удобство, практичность и целесообразность в исполнении с точки зрения климатических условий, хозяйственно-бытовых особенностей образа жизни, а также простота в изготовлении.Следует отметить богатство сырья для различных видов одежды и атрибутов костюма у якутов (так, например, из бычьего пузыря шили летние шапочки, мешочки хаппар, перчатки; из коровьих потрохов после соответствующей выделки изготавливали аксессуары в виде кисета и т.д.).
В
XVII
в. У женщин, как и мужчин, не было нательной одежды, летом они носили кафтаноподобные пальто из тонко выделенной ровдуги, украшенные бисерными нашивками и аппликацией из прорезной кожи. Зимой надевали такие же кафтаны, утепленные меховымподкладом из шкурок белки, горностая, из лисьих, песцовых и волчьих брюшек и лапок. Только более зажиточные позволяли себе рубахи из китайской дабы или другой ткани.
Первые русские люди, прибывшие в 30-х годах
XVII
в.на территорию Якутии, застали в качестве нарядной шубы, такЭта нарядная безрукавка являлась исключительно свадебной одеждой невесты, которую шили очень долго. В древности, невестка, согласно обычаю, должна была показываться первые три года родственникам жениха, не иначе как в безрукавке таналай.
Комплекс одежды якутской невесты конца XVII – начала XVIII в. выглядел так:ровдужное платье поверх него меховая безрукавка тангалай. Эта свадебная шуба шилась из дорогих мехов соболя, бобра, богато украшалась бисером и металлическими бляшками. Атрибутом такой меховой безрукавки являются натазные украшения еттуксимэгэ. Они декорировались бисером, бусами, бляшками или кожаными нашивками и комплексом подвесок, состоящим из трубчатой игольницы, кошелька для небольших вещей (хаппар), трутницы с огнивицей (кыалык) и амулета оберега.
Для праздничной и зимней одежды используются дорогостоящие материалы – сукно, бархат, плис, парча, шелк. Она украшается более сложной орнаментикой и различными аксессуарами. Однако, изменение фактуры сказалось лишь на отделке, мужские камзолы и женские
сангыяхи
не утратили свой общий вид и фасон. Исчезли разрезы на камзолах и шубах, их заменила широкая плоская складка; старинные обрядовые шапки
ураа
шапки, шапки с рожками и султанами
нуогайдаах
шапка, шапка
с рогами
. На смену им пришли конусообразные шапки
дьабака.
У богатых шубы нередко шьются мехом наружу из дорогих, лисьих, бобровых и рысьих мехов на суконной подкладке, обыкновенно очень яркого цвета.Различаются несколько видов меха рыси: пепельно-голубой, пятнистый и рыжевато-бурый. Дорогую нарядную шубу шили из пятнистой рыси, так как такой мех считался наиболее ценным. На спине шубы, около лопаток, всегда вышиваются серповидные вставки из меха речного бобра или выдры. Шубу эту якутка надевает не только зимою, но и летом, когда свадьба или пиршество случается в это время года.
Женский костюм, отличавшийся особой выразительностью, представлял собой единый ансамбль, состоящий из островерхого головного убора, верхней одежды свободного покроя и мягкой кожаной обуви с острым носком. Важную роль в оформлении играла декоративная отделка: яркие вставки из парчи и шелка, бисерная вышивка, металлические бляшки, золотое и серебряное шитье.
Нарядной поясной одеждой является набедренник бэлэпчи, который носили и мужчины, и женщины.
Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.
Примерно с рубежа XVIII
-XIX
вв. с приходом русских появляются мануфактуные ткани.Начинает распространяться нательная одежда. Якутский костюм дополняется украшениями и отделкой зеленым, красным, желтым, фиолетовым цветами и их сочетаниями. Являются новые виды женской и мужской одежды. Для праздничной зимней одежды используются дорогостоящие материалы- сукно, бархат, плис, парча, шёлк. Они крашаются более сложной орнаментикой и различными аксессуарами.
В конце XIX
- начале XX
в широкое употребление входят русские товары-хлопчато-бумажные и льняные ткани, сукно, ткани английского производства-ситец. Бязь, полотно. Зимние шубы стали покрывать сукном или бархатом. В отделке одежды все чаще используют разноцветной мишурой, вышивкойзолотили серебряной нитьюДля праздничной или выходной одежды использовались дорогостоящие ткани: сукно, бархат,плис, шелк, парча, китайка.
Появляются новые виды головных уборов(шляпы. кепки, кубанки).
Во второй половине XX века у якутов центральных улусов чаще всего иматериалом для одежды были лосинаяровдуга, беличий и лисий мех, у вилюйских-оленья ровдуга, лисий и песцовый меха.Современный национальный костюм -это второе «я» своего хозяина. По стилю, образу, уровню он полностью должен соответствовать индивидуальным качествам его обладателя и раскрывать его сущность.С началом XX века традиционная одежда полностью заменяется городской. Натуральное сырье(мех, шкуры) используются пои изготовке обуви, головных уборов. Несмотря на широкое распространение европейской одежды и обуви, ровдужная обувь практически не выходит из употребления. Охотничья и праздничная одежда все еще носит традиционный характер.
Заключение
В конце XX века национальная одежда начинает активно возрождаться. Появляется новое направление одежды: стилизованное, сценическое.Народнымимастерамиреконструируетсястаринные виды одежды, активно пропагандируется среди населения и за пределами республики. Из-за особого покроя и стилевых особенностей национальная одежда стала своего рода визитнойкарточкойреспублики/
Народный костюм сегодня существует в трех направлениях:
Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. Мастерицы этого направления придерживаются устойчивых традиций фасона. Декора и цветного решения. Преемственность традиций народного шитья продолжают в своих работах З.Понохова, В.Макарова,З.Заболоцкая и др.
Работа народной мастерицы В.Макаровой Пальто. «кытыылаах сон»
Работа В.Макаровой Наряд невесты
Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием современной национальной одежды с использованием новых технологий. В этом направлении народные мастера сотрудничают с дизайнерами и модельерами. При этом наблюдается смешение фольклорных и профессиональных форм культуры.
Работа народной мастерицы З. Поноховой В. Национальная якутская одежда
Работа З. Поноховойсвадебная одежда


Третьенаправление формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовойоснове путем развития локальных традиций.Это сценическая одежда, предназначенная для фольклорных, этнографических. Танцевальных и вокальных коллективов, а также для отдельных эстрадных исполнителей-артистов якутской эстрады
А.Филипповахудожник-дизайнер Авангардный костюм «Чолбон»
А.Филиппова художник-дизайнер Костюм «Айыы-Куо»


Национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Новое дыхание этот феномен культуры, когда уникальный жанр якутской традиционной культуры эпос-олонхо был признан ЮНЕСКО одним из мировых шедевров нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим по всей республике стал проводиться всенародный праздник «ЫЬЫАХ», главной целью которого является возрождение прежде всего ритуально-обрядовой функции. В рамках такой массово-зрелищной деятельности одной из задач ставится пропаганда якутской национальной одежд
Использованная литература:
Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. - Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 91с., 83 илл.
2. Гаврипъева P.C. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. - Новосибирск:
«Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998. - 144 с.
3. Гарин Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры
4. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск:
Издание журнала «Илин», 1993. - 151 с.
5. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды / Проблемы дизайна
костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. / Под общей редакцией к.т.н., доцента
Г.М.Гусейнова. - М.: Кафедра «Дизайн костюма», 1997.-С. 12-39
6. Калашникова Н.М. Народный костюм. - М.: «Сварог и К», 2002. - 374с.
7. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 вв. - СПб.: 1996. -134
8. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-е изд., - М.: «Яна», 1994г. - 592 с.
9. Heyстроев Б.Ф. Саха орнаменнара. - Дьокуускай к.: «Полиграфист» ЯНЦСО АН СССР,
1989. 98с.
10. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУП1 до 1920-х годов
/Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. - Вып.2. - С. 116. -152
11. Осипова М. Якутская свадебная одежда. - Якутск: Якутский университет, 1974.-38 с.
12. Петров Н.Е. Из древней истории народа саха. - Якутск: НКИ «Бичик», 2003.-114 с.
13. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха (этнография, этнология и антропология):
14. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск:
Наука, 2006. - 104 с.
15. Петрова С.И. 0бугэ танаЬауоннаитэгэлэ (Традиционная одежда и мировоззрение
наших предков). Учебно-методическое пособие. - Якутск: Бичик, 1999 - 80 е., ил.
16. Саввинов И.Е. ОбугэлэрбитолохтородьаЬахтара. - Якутск: Кн. изд., 1992.-40с.
Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.
И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.
Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.
Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).
Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.
Танцевальный костюм
Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.
Представительская модель одежды "Туйарыма".
Представительская модель одежды "Айыы Куо".
Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.
Обувь
Унты и торбаса.
Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.
Торбаза
Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.
Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.
Государственный костюм во многом определяется такими факторами, как обстановка, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные мягкое золото. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты неужто религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются кайфовый время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.
Республика Саха: территориальное расположение, климат, история, культура
На данный срок она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный дистрикт. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной в зимнее время, во время которой температура воздуха может опускаться раньше 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет пользование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они но саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. Объединение этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные начатки одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию подина названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать триумф Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое рулада.
Образцы первых национальных костюмов
Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Раз уж на то пошло для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сермяга. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на материал путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал хорек домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались рукавчики или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним изо самых древних считается костюм тангалай. Представлял он лицом изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Грация была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. Бери данный момент такой костюм уже не носят.
Современные намерение кроя
В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Особо популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и заключает в себя следующие элементы:
- Рукав «буук». Пышный, свободный, время от времени со сборками.
- «Оноо». Это складки на спинке костюма.
До сей поры один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос с суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется кумачный цвет.
Национальный костюм для взрослых
При пошиве одежды к женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, вот хоть, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и тетрадь. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.
Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое нажин украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими повдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох другими словами киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное предмет гордости — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. Близ изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим в количестве украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, окр того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.
Женская шерсть называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Венчальный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.
Завершенный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: фата на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — брюки, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая одежда с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, небольшую) толику напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое объем украшений: на голову, шею, руки.
Якутский дельный национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая опушка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. Числом краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще (за синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужской пол по форме напоминал военный шлем. Он делался изо натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были убедительно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что-то символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная полумесяц или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки по временам украшались пышными меховыми хвостами на макушке.
Подобно как надевали на ноги
Обувь как для мужчин, круглым счетом и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались с шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви только и можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов вверх нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась с сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки возможно ли бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, каштановый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами изо меха.
Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла из себя укороченные ботинки.
Якутский детский национальный костюм
Почти до конца копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял с лица уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили неодинаковые украшения из металла, бисера и меха.
Якутский общенациональный костюм для мальчика тоже ничем не отличался с одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вона составные части костюма маленького якута.
Ритуальная одежда
Ради связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одежа отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли надевать особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперенье, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая таковой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. За вычетом бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились держи само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавушка, орел и утка. Основным материалом для пошива была вымогатель жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной повой шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли ушки и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные слуги носить его не могли.
Якутский народный костюм в наши дни
В традиционную одежду якуты облачаются в житье национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды равным образом можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма только и остается увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется намного больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто позволяется встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное одежа и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты понты из Якутии как из драгоценных металлов, так и с бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается с матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их подле создании современных моделей.
Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.
Коротко о регионе
Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.
Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.
Откуда взялись якуты
О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.
Особенности якутов
По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.
У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.
Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).
Жилище якутов
Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.
Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.
Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.
Национальный костюм
Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.
Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.
Якутская свадьба
Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.
Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.
Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.
Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.
До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.
Якутское искусство
Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.
Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).
Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.
Традиции и обычаи
Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.
С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.
К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.
- Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
- Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
- У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
- Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
- У якутов не растут волосы на теле.
- Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
- Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
- Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.
Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.
В преддверии главного праздника народа саха — ысыаха— редакция сайт рассмотрела дорогой и бюджетный варианты якутского национального костюма для мужчины и женщины. В качестве примера мы выбрали прошлогодние наряды главы Якутии Айсена Николаева и его супруги Людмилы.
По словам этнографа, преподавателя СВФУ Капитолины Максимовой, главный элемент мужского костюма — это пальто. Однако у Ил Дархана, как и у большинства современников, оно больше похоже на сюртук. Это влияние городской жизни. Такие легкие пальто носила городская интеллигенция в конце 19 — начале 20 веков. Единственное отличие — отделка мехом. В целом костюм Николаева — это интерпретация традиционного пальто «кытыылах сон» с большими плечами и черным воротником. Раньше считалось, что чем больше плечи, тем состоятельнее человек. О социальной принадлежности хозяина говорил и воротник.
«В последние годы стало очень модно носить парные костюмы. Мужчины под влиянием современности предпочитают пальто светлых оттенков. Любят зеленый, темно-синий, голубой цвета. Все-таки ысыах — это летний праздник и хочется чего-то поярче. Серебряные орнаменты в виде ромбов тоже в тренде. Они выполняют роль оберега — „биэс харах“. Также у мужчин в моде серебряные пуговицы. Обычно в традиционном костюме под пальто надевают рубашку. Она такого же кроя, как и халадай, но только короче. Современный и деловой человек, тем более Айсен Сергеевич, вправе позволить себе и обычную рубашку с галстуком. Ведь он, наверно, переодевается в пиджак и встречает гостей.
Еще один обязательный элемент мужского костюма — ремень (кур). Сегодняшний шик — это серебряные пояса. Раньше очень часто путали орнаменты: вместо мужского наносили женские, растительные узоры. Сегодня ситуация исправилась, и мужчины носят настоящие мужские пояса с геометрическим и сдержанным орнаментом. Вообще, на поясе изображают практически все что угодно. Лично я видела Манчаары, гербы улусов, различных животных. И это нормально. Почему бы и нет? На традиционные пояса тоже наносили то, что видели. Например, на каком-то ремне был изображен барс. Оказалось, что где-то когда-то забежал барс из Амура. Все это, конечно же, делается из охранительных соображений. Такие ремни есть у многих народов Сибири. На пояс обязательно подвешивается нож, он показывает мужественность его хозяина. Также на ремне можно носить различные утилитарные предметы. Например, раньше это могло быть огниво. Мех летом носили для красоты, и чтобы показать свою состоятельность. Комаромахалка — дэйбиир — тоже обязательна. Особая роскошь — серебряная рукоятка, как у Айсена и Людмилы Николаевых.
Дополняют костюм головной убор из конского волоса и кожаные сапоги. По обуви определяли степень щегольства мужчины. Сегодня сапоги делаются на европейский манер. Это стилизованная обувь, при этом на носке сохранилась контрастная полоска. Если раньше она имела утилитарное значение, то сейчас используется в качестве декоративного элемента. Верхняя оторочка (билэ) мужской обуви имеет геометрические орнаменты, а иногда полоски», — подчеркнула этнограф.
Что касается костюма Людмилы Николаевой, по мнению Капитолины Максимовой, он тоже сделан под современный манер. Это интерпретация традиционного женского пальто «тангалай сон». Раньше безрукавки — рукава три четверти — носили только замужние женщины как символ того, что после замужества девушке обрубают крылья. Обычно такое пальто делали из ровдуги, обшивали бисером и мехом.
«Женский костюм — это, конечно же, халадай. Сейчас его шьют из современных и приятных телу материалов. Например, у Людмилы — шифон в несколько слоев. Раньше халадай был из простой материи, в обычной жизни его носили поверх друг друга. При этом у каждой уважающей себя женщины был парадный халадай. Поскольку ысыах был единственным праздником, когда люди наряжались, куда-то шли и встречали людей, они надевали все самое лучшее. Халадай без жилета (кэһиэччик) не носят. Платье обязательно должно быть длинным. Короткие платья, а также узкие в талии халадаи, как у казашек, считаются лишь стилизованными. Это далеко не халадай и не традиционное платье. Сейчас модно носить платья черного цвета, они отлично смотрятся с серебром. Однако раньше на праздник выбирали светлые цвета», — рассказала она.
В отличие от одежды, украшения обладают большей оберегательной силой, продолжает этнограф. В женских украшениях бессменны лировидные и растительные орнаменты. Они являются символом плодородия.
«Лировидные узоры и орнаменты наносятся не только на украшения, но и на одежду и обувь. Обычно что говорят про серьги с такими узорами? Сколько у тебя детей и внуков, столько и подвесок. Все это, мне кажется, мифотворчество последних лет. Если мы говорим про архаичные, то это серьги в виде знака вопроса. По поводу круглых блях, как у Людмилы. Ранее считалось, что их должно быть три (үс күннээх): на голове, илин кэбиһэр и на поясе. У них сильная охранительная функция. Как описывала Светлана Петрова, солнце (күн) символизирует невинность девушки и оберегает от злых духов.
Бастынга не выглядела как сейчас, когда-то это был кожаный обруч. Металлической она стала лет 50 назад. Вообще, замужние женщины не носили бастынга. Это было девичьим украшением. Особым шиком для женщин был шелковый платок, хотя это тоже влияние русской культуры. Если совсем уходить в этнографический период, то поверх бастынга надевали шапку дьабака. Если посмотреть фото с ысыаха конца 19 века, можно заметить, что все тепло одеты. Это потому, что каждый надевал все самое лучшее. Чем больше меха и серебра, тем влиятельнее считалась семья. Ысыах был местом сватовства.
В целом образ Ил Дархана и его жены — удачный пример сочетания новых тенденций и национальных традиций. Костюмы яркие и свежие. В отличие от аляпистых нарядов, они минималистичны, в них нет ничего лишнего», — подчеркнула этнограф.
Украшения, аксессуары и прочие детали якутского костюма семьи Николаевых в ювелирном магазине оценили следующим образом:
- серьги — 5000;
- нагрудное украшение (илин кэбиһэр) — 66 000;
- бастынга с короной — 57 000;
- пара браслетов (бөҕөх) — 48 000-50 000;
- комаромахалка из белых конских волос с серебряной рукояткой (дэйбиир) — 52 000;
- мужской пояс — 40 000-50 000;
- якутский нож с серебряной ручкой — 50 000;
- комаромахалка из черных конских волос с серебряной рукояткой (дэйбиир) — 52 000;
- пуговица (1 шт) — 756;
- большой пришивной оберег на камзол (1 шт) — 3780;
- набор маленьких пришивных оберегов (10 шт) — 1600.
Как рассказала сайт одна из известных швей республики, в прошлом году ткань, которая использована в костюме Николаевых, стоила 4500 рублей за метр. Натуральная голубая норка стоит 5000-6000 рублей, в их костюмах использованы где-то 15 штук. На халадай потрачено около 7 метров ткани, которая обойдется приблизительно в 3500 рублей. За пошив женского костюма мастер запросила 5000-7000 рублей, за мужской — от 10 000 до 15 000.
Цена на сапоги из натуральной кожи без серебряных вставок в столичных магазинах в пределах 6000-8000 рублей. Цена на тюбетейку из конского волоса стартует от 1950 рублей и выше, цена зависит от работы мастера. Минимальная цена за шляпу из такого же материала — 6500 рублей.
Итак, если вы хотите полноценный образ, как у четы Николаевых, то будьте готовы отдать только за ювелирные изделия, аксессуары и другие детали для одежды 400 000 рублей. Сумма парного костюма с учетом работы мастера составит около 120 000 рублей. Всего — более полумиллиона рублей.
В поисках бюджетного варианта мы отправились на Столичный рынок. Мужская и женская стилизованная обувь там продается за 1500 рублей, большие илин кэбиһэр начинаются от 1000 рублей, бастынга — от 800. За серьги придется отдать 200 рублей, за мужской ремень и браслеты (бөҕөх) — по 500 рублей. Халадай и мужское летнее пальто стоят по 3500 рублей.
Жилетку (кэһиэччик), комаромахалку (дэйбиир), якутский нож и шапку из конского волоса на рынке мы не нашли. Возможно, они там есть, но не бросаются в глаза. Зато в магазинах в центре города недостающие товары представлены на любой бюджет, вкус, цвет и размер. Отметим, что цены в таблице, где мы сравнили стоимость вещей на Столичном рынке и в магазинах в центре города, указаны на крупные украшения и аксессуары.
Рынок «Столичный» |
Магазины в центре Якутска |
|
Халадай |
3500 |
4500 |
Кэһ иэччик |
2600 |
|
Камзол |
3500 |
6500 |
Сапоги |
1500 |
2800-3700 (кожзам) 6000-8000 (кожа) |
Шапка из конских волос |
1950 (тюбетейка) 6500 (шляпа) |
|
Дэйбиир |
5000 |
|
Мужской ремень |
500 |
2900 (китайский) |
Якутский нож |
5200-7500 |
|
Серьги |
200 |
200 (китайские) |
Бастынга |
800-1000 |
1500-1800 (китайская) 5850 (из мельхиора) |
Нагрудное украшение (илин кэбиһ эр) |
1000 |
1500-1800 (китайское) 5900 (из мельхиора) |
Браслеты (боҕ ох) |
500 |
300-400 (китайские) 3500-5000 (из мельхиора) |
Стоит подчеркнуть, варианты бюджетного или дорогого костюма у каждого свои. Все зависит от суммы, которую человек готов потратить. В любом случае в магазинах выбора предостаточно. Как минимум, женщина может купить себе серебряные серьги, а мужчина — подвязаться кушаком, уверена этнограф Капитолина Максимова. Во всем этом изобилии товаров, фасонов одежды, главное — это придерживаться устоев современного традиционного костюма. К примеру, не носить слишком короткие платья, при этом углубляться в каноны также не стоит. Важно помнить, что национальный костюм является лицом народа.
Нравится 60