Gov04 - Заговоры. Приметы. Гадания. Нумерология
Поиск по сайту

Ребенок-левша: надо ли переучивать? Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу? Ребенок левша нужно ли переучивать

1 4 818 0

Все дети особенные. Но некоторые “особеннее” других. К ним относятся дети левши. Не своевременное определение этой особенности или неправильные действия, могут навредить вашему малышу. Поэтому, родителям важно знать, почему так происходит, как узнать, что ребенок левша, надо ли переучивать или воспринять все как есть. Советы ниже помогут вам в этом разобраться.

Особенности ребенка левши

Мозг состоит из двух полушарий. Каждое выполняет определенную функцию. Правое полушарие правши работает с образами, а левое – размещает языковые центры и центры распознавание знаков (алфавит, математические, дорожные знаки и т.д.).

В левши полушария полностью поменялись функциями: правое отвечает за речь, левое – образное мышление.

Все эти особенности и преимущества формируются к 5-7 годам. К этому времени ведущая рука может меняться.

И правши, и левши живут относительно комфортно, они без особых усилий овладевают навыками общения, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивать писать правой рукой.

Но кроме лево- и праворуких людей, около 50% населения характеризуются так называемой “мозаичной”, или скрытой, леворукостью. Такого левшу могут начать переучивать “не специально”.

Кроме того, скрытая леворукость часто связана с травмами, полученными во время родов. Поэтому, в таких детей могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. В 5-6 лет детям нужна помощь хорошего логопеда – перед тем, как они начнут посещать школу.

Что делать

В повседневной жизни леворукость не очень мешает ребенку. Не так уж сложно научиться кушать или рисовать левой рукой, а ножницы для леворуких уже давно есть в продаже. Но как ребенок будет писать в школе, – вот что сильно волнует родителей!

Здесь действительно есть трудности и секреты:

  • Если учитель не знает об этом, то нужно договориться с ним, чтобы тетради и книги леворукого ребенка отличались от тетрадей и книг его одноклассников, которые пишут правой рукой.
  • В левши глаза двигаются за строкой не слева направо, а справа налево. Поэтому, с чтением слов могут возникнуть трудности. Ребенок может пытаться читать наоборот, искажать буквы и путать части слова во время письма. Обозначайте левую часть слова (предложения, строки) красным карандашом, а правую – синим. И учите читать “от красного до синего”, проводя пальцем по строке. Когда ребенок хорошо освоит этот прием, попросите его самостоятельно находить начало рядка. Но, как раньше, следите, чтобы палец ровно двигался по строке и помогал ребенку во время чтения. Делать это надо к тому времени, пока не сформируется четкий навык чтения в правильном порядке. Никогда не торопите ребенка во время чтения.
  • Повесьте над столом ребенка алфавит с напечатанными и написанными буквами. Попросите посмотреть, как пишется эта буква и скопируйте ее.
  • Для улучшения навыков правильного письма помогут прописи, в которых детям нужно обводить написаны пунктиром буквы (особенно, если в них стрелками отмечено направление, куда должна двигаться ручка). А также упражнения, вроде корректурной пробы. Напишите в строке несколько “правильных” и перевернутых букв вперемешку, и попросите ребенка зачеркнуть все неправильные буквы.
  • Если ребенок пишет левой рукой, научите правильно размещать тетрадь и руки на столе. Чтобы ребенок видел то, что пишет, тетрадь должна лежать на столе с наклоном в правую сторону: правый нижний угол страницы должен быть направлен к середине грудной клетки ребенка, а кисть левой руки с ручкой или карандашом – находиться под строкой.
  • Руки левши должны лежать так на столе, чтобы локоть левой руки несколько выглядывал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а права лежала на столе и придерживала тетрадь, чтобы она не двигалась. При этом буквы будут писаться с наклоном влево.

Переучивать ребенка к наклону вправо не нужно, это даже совсем невозможно..

  • Обозначайте красным цветом левое поле в тетради, а синим – правое. Делайте это до тех пор, пока ребенок не научиться писать слева направо.

Тест для проверки ребенка

Этот тест поможет вам определить, есть ли у вашего ребенка признаки скрытой леворукости, и своевременно обратится к специалисту. Тест состоит из 9 шагов. Удачи!

Чтобы результаты были объективными, постарайтесь придерживаться таких условий:

  • Желательно, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете. Предложите поиграть, сделать задание.
  • Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть точно напротив ребенка, а все приспособления, книги следует сложить перед ребенком посредине стола. На одинаковом уровне от правой к левой руки.
  • Хорошо, если коробочки, бусинки, мяч, ножницы и др. будут размещены рядом со столом на низком столику, чтобы ребенок не видел их и не отвлекался.

Рисование

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того, как он закончить рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.

Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не выйдет». Можете убедить ребенка: «Я знаю, что тяжело рисовать один и тот же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся».

В этом задании нужно сравнить качество исполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался во время выполнения задания, правильно сидел.

Открывание небольшого коробка

Ребенку предлагается несколько коробочек. Задание: «Найди спичку (фигурку) в одной с коробочек».

Управляющей будет та рука, какая открывает и закрывает коробочки.

Игра в мяч

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно кидать и ловить одной рукой. Мяч ложится на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит кинуть ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно кидать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, кольцо.

Вырезание рисунка

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчонка…). Учитывайте, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, в которой он держит открытку. Ножницы могут быть недвижимы, а открытку ребенок будет вертеть.

Вы можете получить неправильный результат, если размер и форма ножниц не отвечает размеру руки ребенка.

Бисер

Можете вместе с ребенком нанизывать бисер или пуговицы на иголку с нитью или шнурок. С помощью ведущей руки малыш и будет выполнять действие.

Круговые движения

Ребенку предлагают открыть несколько баночек (2-3) с крышками, что закручиваются. Учитывайте то, что ребенок может держать банку за крышку, а крутить саму емкость.

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких - это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей - правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы - доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей - помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.



До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.


Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.


Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить «леворукость»

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку - например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.



Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.



Во взрослом возрасте левши часто выбирают творческую профессию и избегают рутины

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее - в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.


Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать - он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: ). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши - легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой - эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Каждый десятый житель планеты является левшой. То есть миллионам людей приходится подстраиваться под «праворукий» мир, сталкиваясь каждый день с разными трудностями. Вот почему некоторые родители, увидев, что их ребёнок берёт ложку левой рукой, задумываются о его переучивании. Давайте разберёмся, нужно ли это делать.

Как определить левшу?

Если вы подозреваете, что в вашем доме растёт левша, нужно для начала выяснить, на самом ли деле это так. Помните, что до четырёх лет дети одинаково ловко владеют обеими руками. Начиная с пяти лет уже можно диагностировать ведущую руку, для этого попросите ребёнка выполнить ряд действий:

1. Открыть и закрыть два-три пузырька с откручивающимися крышками (откручивает доминирующая рука).

2. Протереть игрушку, стул или зеркало тряпкой (активно работает ведущая рука).

3. Поймать маленький мяч одной рукой (леворукий малыш поймает, соответственно, левой).

4. Помочь вдеть нитку в иглу (ведущая рука вдевает нитку в игольное ушко).

5. Похлопать в ладошки (доминирующая рука всегда сверху).

6. Нарисовать пальцем круги на ладошке другой руки (левши рисуют на правой ладошке).

7. Переплести пальчики в замок (сверху окажется большой палец доминирующей руки).

8. Скрестить руки в «позе Наполеона». Кисть ведущей руки окажется на предплечье другой.

Если из восьми тестов малыш выполнит не меньше пяти левой рукой, то вывод напрашивается сам собой.

Причины леворукости

Генетическое левшество

Даже от бабушки или дедушки может передаваться склонность к леворукости, а если эта особенность присутствует у одного из родителей, то шанс рождения левши вырастает в 12 раз. У таких детей обычно не бывает никаких нарушений в психическом развитии, так как это всего лишь вариант нормы.

«Компенсаторное» левшество

Если во время внутриутробного развития или в раннем детстве были болезни или травмы, повлекшие повреждение левого полушария мозга, соответствующие функции перенимает правое полушарие. Следовательно, левая рука становится доминирующей, а у ребёнка возникают отклонения в развитии моторики и речи.

Таким образом, леворукость – это не дурная привычка и не каприз, а индивидуальная (обычно врождённая) характеристика малыша. Такая же, как цвет глаз или тембр голоса. Вот почему её нужно принять, а не стремиться сломать или перестроить.

Психологические особенности левшей

Отличия правшей от левшей не ограничиваются лишь тем, что один малыш активнее пользуется правой рукой, а другой – левой. У леворуких детей совершенно другие методы переработки поступающей информации.

Специалисты отмечают, что маленькие левши более неуравновешенны и эмоциональны, а также намного чувствительнее к мнению взрослых, чем правши. Зато у них уже в детстве можно встретить пристрастия к творческой деятельности, ярко выраженные научные интересы. Детские психологи отмечают, что леворукие малыши позже начинают различать, где левая, а где правая сторона. Поэтому они часто пишут и читают буквы и цифры не только зеркально, но и сверху вниз. У них могут появиться трудности в овладении чтением и письмом. Обычно они произносят первые слова позже своих сверстников, да и произношение звуков вызывает у маленьких левшей некоторое затруднение.

Чего нельзя делать?

Самое главное – не пытайтесь сделать из маленького левши правшу, а также ни в коем случае не наказывайте его из-за предпочтения «неправильной» руки. Перекладывать каждый раз карандаш из левой руки в правую – значит переносить врожденные и уже устоявшиеся функции правого (ведущего) полушария на левое. Из-за переучивания у детей могут появиться проблемы с речью, нарушения сна, энурез, разнообразные неврозы.

Не нужно видеть в леворукости что-то необычное и тем более плохое. Постоянное напоминание, впрочем, как и ненужные попытки переучивания, приведут к заниженной самооценке.

Не кричите на ребёнка. Из-за повышенной впечатлительности он может уйти в себя, что приведет к плохим отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками. Решайте все накопившиеся проблемы с помощью игр.

Что нужно делать?

Маленькие левши плохо ориентируются в пространстве и постоянно путают руки. Купите ребёнку часы (школьнику) или яркий, красивый браслет (дошкольнику). Или сделайте вместе с ним необычную фенечку. Та рука, на которой красуется браслет – левая, ведущая. С таким напоминанием он быстро запомнит нужную информацию.

С самых юных лет приучайте левшу работать обеими руками. Здесь помогут все увлечения и игры, в которых задействованы и правая, и левая рука: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Уделяйте особое внимание чтению и письму. Левши склонны писать зеркально или читать с середины предложения. Вырабатывайте у них привычки писать и читать слева направо с помощью картинок с сюжетом или обычных игровых кубиков.

Организуйте быт леворукого малыша с учетом его основных потребностей, например, свет от лампы или окна обязательно должен падать справа. Также можно приобрести специальные принадлежности и канцелярские товары для левшей: ножницы, прописи, компьютерные мышки и т.д.

Расскажите истории о самых известных в мире левшах, достигших, несмотря на особенность (или благодаря ей), небывалых высот. Леонардо да Винчи, Иван Павлов, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Эйнштейн, Николай Лесков и многие другие были левшами.

Как утверждают специалисты, одарённых и даже гениальных людей среди левшей в процентном соотношении гораздо больше. Возможно, именно в вашей семье растёт второй Эйнштейн. Присмотритесь к своему малышу и помогите ему реализовать свой творческий потенциал. Только не переусердствуйте с «реализацией», записав его во все кружки сразу. Он, конечно, особенный, но не стоит лишать его детства.

Если вы воспитываете ребёнка-левшу, не переживайте и не преувеличивайте возможные трудности. Отнеситесь к этому своеобразию позитивно и не пытайтесь его изменить. И возможно, в списке великих левшей скоро появится и его имя.