Gov04 - Заговоры. Приметы. Гадания. Нумерология
Поиск по сайту

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Отдавать ли ребенка в сад.

Социализация, новые друзья, невозможность проводить с ребёнком достаточно времени дома, нормированный режим дня и дисциплина, профессиональная помощь в развитии — вот основные аргументы, которыми обычно руководствуются родители, отдавая детей в муниципальный детский садик. Заранее оговоримся, что про частные сады, работающие по системам Монтессори, Никитиных, билингвального обучения и т.д., в этой статье мы говорить не будем. Речь пойдёт исключительно о государственных отечественных детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим каждый из аргументов отдельно, чтобы понять, так ли они хороши.

Важность первого опыта

Действительно, в дошкольном возрасте ребёнку необходимо заложить нормы поведения в обществе, морали, общения. Спорить с этим странно и бессмысленно. Но вовсе не обязательно отдавать ребёнка в садик для этого. Родители вполне могут объяснить малышу в возрасте полутора-двух-трёх лет, что такое хорошо и что такое плохо. А для знакомства и общения с другими детками отлично подойдут детские площадки, игровые комнаты, детские клубы.

В столь раннем возрасте мама ребёнку нужна больше, чем все дети мира, вместе взятые. Вместе с тем, психика маленького человека ещё очень неустойчива и слишком подвержена деформации. Поэтому даже малейший неверный шаг может иметь непоправимые последствия.

О сверхзначимости первого детского опыта рассказывает гипнотерапевт Владимир Дернов: «Изначально каждый ребёнок принимает себя, других людей и мир вокруг. Однако по мере взросления дети учатся на своём опыте, а также копируя эмоции и отношения окружающих.

Мы так устроены, что самый первый опыт записывается в подсознании как единственно верный. Первый опыт выступлений, первый опыт знакомства, первый опыт проявления себя, а также внутренние ощущения того, какой я. Это затрагивает буквально все сферы взрослой жизни.

Очень важно, чтобы ребёнок в любых ситуациях чувствовал, что он в порядке, а его желания имеют право на существование. К примеру, на детском утреннике ребёнок хочет выступать в костюме снежинки, но воспитатель решает, что он будет в костюме медведя. На первый взгляд это может показаться забавным, но ребёнка эта простая ситуация учит определённым вещам: “Твоё мнение ничего не значит. Держи его при себе. За тебя решат, как тебе надо”.

В моей работе каждый второй случай корнями уходит именно в ситуации, связанные с детским садом. Ниже — лишь несколько наиболее выразительных примеров. Заикание появилось после того, как накричала воспитательница. Сложности в ведении переговоров и отстаивании своей точки зрения — после конфликта со старшими детьми в первый день в саду. Панические атаки в общественных местах — после того, как воспитатель придумала наказание с участием других детей. Страх сексуальной близости — после наказания за общение “мальчик-девочка”. Страхи общения, знакомств и выступлений — после всеобщего обсуждения и демонстрации конфуза в тихий час.

Конечно, это — одни из самых ярких проблем. Наряду с ними есть и другие, когда дети испытывают напряжение и дискомфорт, которые чувствовать не обязаны. Эту связь с детством бывает невозможно предположить, потому что любое из таких проявлений иногда может сказаться после стресса уже во взрослой жизни. Но практика показывает, что работа с ситуацией во взрослом состоянии только облегчает симптом, а поиск и трансформация первого события на порядок эффективнее. Кому-то покажется, что такое отношение к садам — это неестественная защита детей от внешнего мира, и ребёнку всё равно придётся столкнуться с определенным негативом в жизни. Придётся, но когда он будет к этому готов гораздо больше и последствия будут не такими ужасающими».

Психологический климат в коллективе

Подростковый психолог Егор Борисов приводит пример из собственной практики:

«В любом коллективе существует процентное соотношение “предпочитаемых” и “изгоев”. Регулирование данной социограммы является тонким психологическим приемом. Отсутствие контроля психологического климата в коллективе со стороны воспитателя и педагогов-психологов приводит к СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что сказывается на уровне послушания детей. Как воспитатели реагируют на непослушных детей в саду? Чаще всего — кричат. В этот момент ребёнок формирует формат взаимодействия с миром: “Если хочешь, чтобы сделали так, как ты сказал, нужно кричать”.

С наказаниями ещё страшнее. На улице солнечная погода, двор детского сада заполнен детьми, но один ребёнок не вышел гулять. Он вообще не видит света и неистово бьётся в истерике в запертом туалете с выключенным светом, а у двери стоит воспитатель и караулит нарушителя. Диагноз, с которым ко мне привели участника этого инцидента в 10-летнем возрасте — невроз навязчивых состояний. Месяцы терапии и регулярные проверки у детского психолога улучшили ситуацию. Но согласитесь, лучше с подобным вообще не сталкиваться».

Таким примеров — множество. Безусловно, это не означает, что конкретно с вашим ребёнком произойдёт в детском саду нечто подобное. Но, зная, что такие ситуации — не редкость, лучше, как говорится, “перебдеть”, чем “недобдеть”.

Режим дня и график

Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?

Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?

«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.

Профессионализм воспитателей

Отдавая ребёнка в детский сад, родители рассчитывают, что малыш получит профессиональную помощь, что положительно скажется на его развитии. По факту же всё происходит совсем наоборот. Группы в муниципальных детских садах слишком большие и могут достигать до 30 человек. При этом на такую огромную группу приходится только один воспитатель. Каким бы замечательным профессионалом он ни был, он физически не сможет уследить за всеми детьми. Уже не говоря о том, чтобы уделить каждому внимание и заниматься детским развитием.

К тому же, согласно опросу телеканала ОТР, средняя зарплата воспитателя детского сада по России — 26 500 руб. Минимальная — 4 350 руб. Нетрудно догадаться, что профессиональные кадры с хорошим профильным образованием за такие деньги в государственное учреждение работать не пойдут.

«Попасть к действительно талантливому и увлеченному воспитателю не так-то просто. В то же время, никто лучше родителей не знает ребенка, его склонности и интересы. Эти знания позволяют построить процесс домашнего воспитания с учетом индивидуальных особенностей малыша и сосредоточиться на развитии именно тех умений и навыков, которые кажутся родителям необходимыми.

Так, родители могут сделать акцент на физическом или творческом развитии, заметив у ребенка склонность к тем или иным видам деятельности. Поэтому, возможно, лучший подход — это домашнее воспитание ребенка до 4-5 лет с последующим переходом в детский сад.

Впрочем, подходящий возраст для посещения детского сада наступает тогда, когда малыш психологически к этому готов, что определяется темпераментом, стилем воспитания и другими факторами», — считает психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам» Марина Суздалева.

О глобальных задачах

Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова , в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:

  • развитие собственного, отдельного от других «Я»;
  • развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
  • развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
  • развитие способности делиться с другими по доброй воле;
  • развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
  • понимание своих чувств и чувств других людей;
  • умение следовать устным указаниям;
  • разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
  • формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
  • умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.

«Только осознанные, любящие родители могут помочь ребенку “решить” эти задачи, либо образованный, любящий детей воспитатель в малочисленной группе детского сада. Иначе мы получим еще одного инфантильного, травмированного взрослого», — комментирует Светлана.

Конечно, мамам нелегко находиться с маленьким ребенком 24/7. Нам всем хочется немного времени для себя, профессиональной реализации, яркой и интересной жизни. Но ответственность за дальнейшее развитие ребёнка лежит на матерях. И, учитывая вышесказанное, она слишком высока, чтобы без крайне веской причины отдавать малыша в детский сад.

Педагогам подобный вопрос задают с завидной периодичностью. Мнения расходятся, и любая мама может найти информацию как о пользе посещения детского сада с раннего возраста, так и вреде отлучения от мамы раньше трехлетнего возраста. Кто же прав?

Факты «против»

Некоторые исследования в разных странах показывают, что до 3-х лет ребёнок очень сильно привязан к матери и не готов на разлуку. Это объясняет несколько факторов:

До трёх лет ребёнок привязан к маме психологически. Американские учёные проводили исследования, и выяснили, что действительно спокойно без мамы ребенок от 1,5 до 3-х лет может провести только совсем непродолжительное время

Физиологически, также, все дети развиты по-разному, и в возрасте 1,5 лет не все могут самостоятельно пользоваться ложкой, одеваться, ходить на горшок, уметь объяснять свои желания и потребности

Социальные навыки у ребёнка до 3-х лет не развиты. Многими мамами, наверняка, было замечено, что вплоть до школьного возраста малыш предпочитает общаться с взрослыми или детьми постарше, и не готов на тесное общение, и уж тем-более дружбу со сверстниками.

Факты «за»

Отрываясь от матери, ребёнок будет более самостоятельным, так как он вынужден приспосабливаться к новой среде, и, несомненно, будет обучаться новому быстрее, чем дома. Для примера можно рассмотреть ситуацию у мам в Израиле: отпуск по уходу за ребёнком там составляет всего 26 недель.

Кроме того, современные ясли используют модные методики обучения для детей раннего возраста, которые зачастую неизвестны родителям.

Мнение

Марина Петрова, юрист по семейному юридической фирмы АТКП, мама двоих детей:

"Я считаю логичным, устанавливать срок декретного отпуска не более чем нужно матери для грудного кормления. Обычно, это ограничивается одним годом. У меня лично был такой опыт: первого ребенка отдали, руководствуясь общим мнением, что надо не раньше 3 лет. Сад был просто замечательный, отличные воспитатели, и с прочими атрибутами, которым и положено быть у дорого сада. Ребенок рыдал каждый день, так как привык уже находится дома. Младшую дочь решили экспериментально отвести в год и шесть, в обычный сад рядом с домом. Ребенок сад обожает, и крайне редко готов согласиться на альтернативу в виде посещения любимой бабушки. А когда дома - постоянно рассматривает фотографию своей детсадовской группы. Вот такой опыт"

В реальности

Взвешивая все «за» и «против» не стоит забывать, что самой важной и существенной причиной, почему ребенка отдают в сад с 1,5 лет - невозможность мамы или папы сидеть с ребенком дома. Существует множество причин возникновения такой ситуации, но если выхода нет - стоит придерживаться некоторых правил:

1. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Сначала сходите вместе в гости, поиграйте в игрушки, познакомьтесь с преподавателем, свыкнитесь с обстановкой

2. Тщательно выбирайте детский сад. Выясните всё до мельчайших подробностей: где и как дети едят, играют, гуляют, отдыхают и т.п.

3. В ваше свободное время старайтесь побольше уделять времени ребёнку, не «скидывайте» малыша на мультфильмы - ничто не заменит ребенку общения с родителями.

В заключение

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет - индивидуальный выбор каждого родителя. Психологи имеют противоположные мнения, мировая практика также неоднозначна, одно очевидно - если Вам нужно идти на работу и оставить ребёнка не с кем - он не сможет сидеть дома в одиночестве. Желаем Вам взвесить все «за» и «против» и принять правильное именно для Вашей семьи решение! От него зависит будущее психологическое благополучие и жизненная успешность Вашего ребенка!

Родственники хором вопрошают: «Вы уже подготовили ребенка к детскому садику? Пора уже! Ему нужно общаться и раз­виваться!». Мамочки малы­шей-одногодок наперебой делятся результатами «кастингов» окрестных детских садов. Старшие товарищи, которым «не впервой», под­робно описывают, как зака­лить ребенка («Хотя, ты же понимаешь, первые пару месяцев из соплей мы все равно не вылезали»), как приучить его спать по детса­довскому расписанию («Ну вы мою красотулю знаете - спать не хочет, так хоть полежит днем»). А главное - как пережить сам факт «отдавания» чада в детское учреждение («Он рыдает взахлеб, я, конечно, тоже белугой реву, а что де­лать?..»). А вы сами, мо­рально и материально гото­вясь к эпохальному собы­тию, то и дело ловите себя на мысли: «А может, не пойдем?..». Так ли уж незаменимы преимущества дет­ского коллектива?

Камера хранения

Нет сомнения в том, что детский сад - замечатель­ное изобретение человече­ства, подарок для совре­менных родителей и тому подобное. Но если обра­титься к изначальной идее, лежащей в основе таких заведений, станет понятно: детский сад - это своеоб­разная «камера хранения», куда можно «сдать» малы­ша, если дома некому за ним присмотреть. Недаром сады и ясли стали повсе­местно появляться лишь после Октябрьской рево­люции, когда мам и бабу­шек активно привлекали к строительству «светлого будущего». Они были просто вынуждены отдавать ребенка в детский сад.

Конечно, пребывание ма­лыша в детском саду слож­но сравнить с положением «картины, корзины и кар­тонки» в багаже - здесь гораздо комфортнее, есть друзья, занятия и прогул­ки... Но иногда на другой чаше весов - частые болезни и стрессы привы­кания, конфликты ребенка с «коллегами» или воспита­телем, семейные сложно­сти и прочие причины, из-за которых конкретный малыш может не посещать детский сад. Навредит ли это его развитию?

Борьба за социализацию

«А как же общение со сверст­никами?!» - разволнуются любящие родители. Нам с младых ногтей внушают, что только в саду ребенок может получить «полноценный» опыт общения. Разберемся, так ли это на самом деле? Во-первых, в детском саду малыш не выбирает, с кем общаться, а с кем - нет, ведь он проводит все время в замкнутом коллективе. Во-вторых, группы форми­руются по признаку возра­ста. А разве мы общаемся только с ровесниками? В-третьих, общение ребен­ку необходимо - но в таких ли количествах, как в дет­ском саду? Увы, для нервной системы многих деток это серьезное испытание. Ведь и у взрослых рабочий день даже в дружном коллективе вызывает усталость. Шум, невозможность уединиться и отдохнуть от общения, поменять занятие - все это может подорвать здоровье малыша с уязвимой нервной системой.

Сторонники детских садов считают, что здесь ребенок вынужден находить общий язык со сверстниками, ут­верждать себя в коллективе. И ключевое слово - «вынуж­ден». Деваться-то некуда! Но нужно ли это конкретно вашему крохе сейчас? Ведь дети совершенно разные! Один уже в 4 года готов повести товарищей хоть в арктический поход. А другой лишь к 6-7-ми годам проявит желание общаться с детьми, и насильно подстегивать такого малыша - только навредить ему.

Дисциплина: за и против

«Чему должен научить дет­ский сад, так это дисципли­не!» - скажут «традицион­ные» родители. И конечно, будут правы. В среднестати­стическом детском саду от ребенка требуют строгого соблюдения распорядка дня, подчинения указаниям взрос­лых. Но... нужно ли отдавать ребенка в сад ради этого? Как правило, под дисципли­ной мы понимаем «преодо­ление» ребенком себя, своих желаний, а зачастую - и физиологических потребно­стей. Не хочешь кашу? Давай «через не могу»! Не хочешь читать, хочешь побегать? Вот все пойдут гулять, и ты побегаешь. Не хочешь спать? Лежи, терпи. Внимание, вопрос: полезен ли для здоровья ребенка такой процесс «перебарывания себя» (кушать, когда организм не готов принять пищу; сидеть неподвижно, когда хочется побегать), не говоря уже о моральном благополучии? А пресловутый авторитет воспитателя? Разве разумным является аргумент «Я права, потому что я стар­ше!»? Может, более пра­вильно развивать у крохи просто чувство уважения к другим - но уж никак не беспрекословного подчине­ния, граничащего со стра­хом наказания?.. Если заглянуть «в корень», то почти армейская дисциплина большинства советских дет­ских садов служила общей идеологии выращивания «винтиков» общества, кото­рые готовы к унижениям и не умеют заботиться о себе, а также беспрекословно - и бездумно! - подчиняются авторитету. Такие люди удоб­ны для тоталитарного обще­ства. Но актуально ли это сейчас? Может, лучше приу­чать ребенка к организован­ности и ответственности за свои поступки? И разве родители своим примером не способны научить малыша убирать игрушки, накрывать на стол, застилать кровать?

С пользой дома

Итак, если вы пришли к выводу, что походы в детский сад - мероприятие не для вас, обязательно проду­майте, как сделать так, чтобы ваш ребенок разви­вался гармонично.

1. Общение

Многих родителей пуга­ет перспектива предстояще­го похода в школу - мол, как же наш ребенок без опыта общения? Но отсут­ствие в жизни малыша дет­ского сада не означает, что его нужно запереть дома наедине с мамой или бабуш­кой. Ходите с крохой гулять туда, где много детей, при­глашайте гостей, посещайте кружки и секции - 1-2 часа общения в день достаточно для того, чтобы ваш ребе­нок стал полноценным чле­ном детского общества.

2. Интеллектуальное развитие

До определенного (школьно­го) возраста познавательные потребности малыша вполне способны удовлетворить члены семьи ребенка. Вовсе не обязательно сажать кроху за маленькую парту - даже лучше, если знания и навыки он будет приобретать в играх и общении. Например, когда вы готовите обед - разве сложно посчитать с крохой морковки и картофелины и рассказать, каких они цветов и форм? Если хочется чего-нибудь «специального», к вашим услугам множество разви­вающих занятий для деток с пеленок и до школы. Здесь и общение со сверстниками и старшими, и интеллектуаль­ное, и творческое развитие. Если в вашем городе нет детских развивающих цен­тров, не беда! Возможно, вы скооперируетесь с двумя-тремя мамами дошкольников и пару раз в неделю сможете устраивать развивающие дни на дому. Наверняка одна из вас умеет играть на пианино и петь детские песни, другая - покажет, как посчитать палочки и яблочки, а дедушка или тетя обладает даром в увлека­тельной игре рассказать о географии или биологии, научит читать или рисо­вать... Хотя идея «репети­торства» может прийтись по душе не только вашим друзьям, но и студентам местного педвуза. Увидите, с финансовой стороны это будет совсем не удручающе!

3. Самооценка и уверенность в себе

Чтобы вырасти психологиче­ски благополучным, вашему ребенку обязательно нужно быть уверенным в том, что он любимый и способный. То, что он проводит время преимущественно со взрос­лыми, может помешать ему сформировать адекватную самооценку - но лишь в том случае, если общение строит­ся либо на принципах «куми­ра семьи», гиперопеки, либо на постоянном давлении и контроле (уж если малыш с нами, то мы ка-а-а-ак воспитаем да ка-а-а-ак разовьем его!). Позвольте ребенку быть... просто ребенком! Пусть делает, что ему хочется, пусть развивается, согласно своему возрасту. Безусловно, домашнее вос­питание малыша может по­казаться куда сложнее, чем привычное «сдал-принял» в детском саду. Приходится искать много информации о раннем развитии, брать на себя ответственность за ребенка, в конце концов - постоянно отстаивать свое право не быть, как все... Но это благодарный труд - ваши усилия принесут свои плоды, и вы точно будете знать, что развитие ребен­ка - в ваших руках. Конечно, для многих из нас, родителей, выросших в Со­ветском Союзе, мысль о том, что посещение детско­го сада - это вовсе не обя­зательное мероприятие, мо­жет показаться абсурдной и даже дикой. Безусловно, есть замечательные детские сады с талантливыми и чут­кими педагогами. Есть дети, которые обожают ходить в садик и с радостью проводят там время. В конце кон­цов, есть родители, у кото­рых просто нет другого выхода, кроме как отдавать ребенка в детский сад... Но если этот выбор - идти или не идти - у вас все-таки есть, сделайте его сознатель­но, взвесив все «за» и «про­тив», прислушавшись к свое­му сердцу и малышу. А не просто потому, что нужно отдавать ребенка детскому саду.

А как же развитие?

Немаловажным аргумен­том в пользу детских садов является обязательное обучение, наличие специ­альных занятий и так далее. Но если посчитать, окажется, что в реальности на «уроки» в детском саду ребенок тратит 1-3 часа в день - как правило, это рисование, чтение, музы­ка, логика/математика и иностранный язык. А насколько экономически оправданы ваши затраты на эти занятия? В группе из 15-25 детишек у воспи­тателя нет ни времени, ни возможности, ни зачастую особого желания адаптиро­вать учебную программу под каждого конкретного малыша.

Вот и получается, что инте­ресно и полезно учиться по такой «усредненной» программе будет только ребенку «стандартному». Таких большинство, но если ваш малыш «из меньшинства»? А вот крохе-вундеркинду, умеющему в пять лет читать и писать, или малы­шу-копуше, которому нужно долго собираться с мыслями, прежде чем что-то сделать, это «расписа­ние» может и не подойти. Так что хорошо подумайте прежде чем решить, нужно ли отдавать ребенка – с детским садом иногда стоит и повременить.

Для начала стоит определиться со значением слова «рано». Срок отпуска по уходу за ребёнком даёт возможность заботиться о своём чаде самостоятельно. Да и дошкольное образование не имеет статуса обязательного. То есть, приблизительно к трём годам появляется необходимость отдавать ребёнка в сад. До этого срока он имеет полное «детское» право на мамино внимание и ласку. Сейчас не идёт речь о тех исключительных случаях, когда в силу обстоятельств мать вынуждена выходить на работу досрочно. Это не норма, оправданий для такой ситуации очень мало. Дело в том, что всё, что успела дать мать ребёнку в этот период будет определять всё его дальнейшее психологическое и физическое здоровье. Возможно, читатель знаком с книгой японского автора Масару Ибуки «После трёх уже поздно», которая приводит феноменальные доказательства о важности данного периода в правильном полноценном развитии маленького человека.

Трагедия «маленького человека»

Нет не того, о котором писали Пушкин, Гоголь и Чехов. Речь идёт о человеке, который настолько мал, что кроме ежеминутных маминых объятий ему ничего больше не нужно. Важно понимать: каким бы новаторским, личностно ориентированным ни было дошкольное образование в детском саду, центре развития или другом подобном учреждении длительного пребывания, потерянная эмоциональная связь между мамой и ребёнком может сыграть негативную роль. По этой причине многие педагоги и психологи называют раннюю разлуку с родителями не меньше, чем «трагедией».
К трём годам появляется потребность в общении со сверстниками, многие дети с удовольствием принимают коллектив и сравнительно безболезненно «отрываются» от мамы. Эти сроки очень индивидуальны, всё зависит от типа темперамента ребёнка, особенностей воспитания, характера, степени доверия взрослому миру. Условно определим возраст, с которого стоит отправлять ребёнка в отдельный детский социум, это три года. Конечно, есть дети, которые и в 2 с половиной годика спокойно контактируют с другими детками, любят многолюдные места, общительны и активны. Но не всегда адаптация к детскому саду аналогична походам с матерью по всем «песочницам» города. Соблюдение режима, готовность слушаться взрослого, придерживаться установленных норм и правил не имеет ничего общего с беззаботными играми во дворе или посещением развлекательных мероприятий. Психологическая готовность – очень индивидуальное явление.

Радость, доступная не каждому

По-настоящему счастливы те дети, которые провели всё дошкольное детство дома, посещая сад или школы раннего развития, время от времени, скорее для удовольствия, чем по необходимости. В нашем обществе такая «роскошь» доступна далеко не всем: работающие бабушки и дедушки не могут уделить время ребёнку, освободив его хотя бы на один день в неделю от детского сада. А ежедневная «неизбежность» похода в сад престаёт быть для ребёнка чем-то радостным. Мудрые родители, замечая у своего чада симптомы усталости от этой взрослой «обязаловки», стараются сделать общение с ребёнком насыщеннее, забирают его из учреждения пораньше, берут внеплановые выходные, стремятся подчеркнуть его значимость любыми способами. Такие моменты способны изменить многое, они становятся ярчайшими воспоминаниями детства.

Почему не стоит отдавать ребёнка в сад рано?

Детки, которых отправили в детское учреждение образования очень рано (1,8 -2 года) проходят тяжелейшую адаптацию. Бывают случаи, когда так и не удаётся приучить дитя к «чужим стенам», обычно такие дети начинают сильно продолжительно болеть, ведь эмоциональные травмы влекут за собой соматические болезни.

Ребёнок, у которого не сформированы основные навыки самообслуживания (давайте смотреть правде в глаза: современные родители не спешат приучать детей к горшку, к самостоятельному приёму пищи и тем более одеванию) ощущают значительный дискомфорт в группе сверстников.

Затянувшаяся адаптация не позволяет малышу полноценно участвовать в занятиях и специально организованной деятельности.

Нередки случаи, когда ребёнок в знак протеста отказывается от приёма пищи и целый день «поститься» в ожидании родителей. Ни родители, ни педагог с психологом не в состоянии переломить подобную ситуацию, если она имеет эмоциональные корни. Кормить насильно, разжимая челюсти, даже по просьбе родителей педагог не станет, это нездорово. А находится в саду на протяжении 8 часов без питания непозволительно.

Вопреки мнению, что в группе, где остальные детки старше, ребёнок будет тянуться за ними, двигаясь огромными шагами в развитии, самые маленькие становятся непопулярны, участвовать в общей игровой деятельности не могут.

Отдавая ребёнка в сад рано, стоит взвесить все факторы, принять решение, понимая всю ответственность. Аргументы вроде «я с ним дома уже не справляюсь» - не идут в счёт. Это ваше дитя, если с ним не справляется мать, как педагог справляется с 15-20 детьми в группе? А как планируете справляться, когда ему будет 13-16 лет? Ребёнка достаточно любить и проводить с ним время искренне и с душой, не переживая, что за вместо этого могли бы что-то вымыть или сварить. Время, потраченное на игры и общение с крохой, самое ценное и важное. Жаль, что понимание приходит слишком поздно.

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.

Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

  • Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  • Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
  • В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
  • Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений , поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.


Эта тяжелая адаптация

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

О. Жукова

Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!